Культура Месопотамии

Другая информация » Культура Месопотамии

Страница 8

Шумеры развивали также пластику в металле, впервые, очевидно, использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой. В Уре, в так называемой царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Вули обнаружил драгоценности высочайшей художественной ценности: золотой шлем и фигурку козла, опирающегося на дерево (из золота, ляпис-лазури, серебра). Диадема царицы Шубад также относится к знаменитым произведениям ювелирного искусства. Обнаружены и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки. Все это свидетельствует о высокой культуре Шумера.

Шумеры первыми в истории искусства применили непрерывное повествование о событиях. На это указывает тот факт, что именно в Шумере создан самый древний эпос о легендарном владыке Гильгаме-ше. В этом эпосе речь идет об атрибутах света и блеска в земном мире человека, которые рассматриваются эстетически как формы этической чистоты. Достаточно прочитать описание красоты Гильгамеша:

Он умыл свое тело, все оружие блестело, Со лба на спину волосы он закинул, С грязным он разлучился, чистым он облачился. Как только накинул он плащ и стан подпоясал, Как только венчал себя Гильгамеш тиарой, На красоты Гильгамеша очи подняла владычица Иштар.

Этот принцип эстетической меры действительности пронизывает культуру Месопотамии, начиная дошумерскими временами и кончая цивилизацией Вавилона.

Искусство Месопотамии, первоначально неразрывно связанное с ритуалом, пройдя несколько этапов, приобрело ко II тысячелетию до и.э. облик, в котором современный человек уже угадывает знакомые черты. Многообразие жанров, поэтический язык с различными видами повторений, параллелизмов, хоровых рефренов, сравнений и метафор, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического выказывают ту заботу автора о форме своего высказывания, которая делает его истинным художником, а его сочинение - произведением искусства. Более того, в некоторых лирических гимнах можно встретить зачатки философских размышлений.

Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской, ассирийской и халдейской цивилизациями. Вместе с этим кончается независимость городов-государств Месопотамии, тиранических царств, которые все породили искусство одного стиля. Наконец, с установлением персидского господства появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса - нравственно-этического, предтечу христианского - вокруг нового солнца, страждущего человека.

Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Покажем это на примере библейских сказаний, отправной точкой которых служат шумерские мифы о деяниях бога Энки на острове Дильмун. У современного человека сложилось, например, весьма определенное представление о рае. Библия, живопись, литература рисуют перед нами прекрасный сад, где прогуливается первый человек, Адам в сопровождении Евы, созданной богом из его ребра есть здесь и змей-искуситель, уговоривший Еву вкусить запретного плода. Оказывается, что шумерское представление о «райском саде», где нет смерти, соответствует библейскому. О заимствовании у шумеров библейской идеи божественного рая говорит и местоположение рая; в Библии прямо указывается, что реки, текущие в библейском раю, находятся в районе Евфрата, т.е. в Месопот^мии.

Следует обратить внимание на еще один момент, который особо подчеркивается в шумерском мифе; это безболезненные роды. Ведь в Библии только из-за непослушания Адама и Евы на них было послано проклятие: «со скорбию рожать будешь детей» (Книга Бытия 3:16). Интересно также сопоставить «преступления» Энки и «грех» первых людей. Желая познать «сердце» растений, Энки съедает их. Адам и Ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Книга Бытия 2:17). Итак, стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле богини Нинхурсаг (Мать-Земля) заболел Энки, а в Библии по приказанию бога из рая были изгнаны Адам и Ева.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Цицерон о риторическом знании
Продолжателем традиций Академии и школы Аристотеля стал Цицерон, творивший на латинском языке. Ученик академиков Филона и Антиоха, Цицерон был поборником республики в то время, когда Римская держава уже становилась империей. Отстаивая рес ...

Ткани, цвет, орнамент
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ...

Архитектура стран Пиренейского п-ова
В конце 15 и в начале 16 вв. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах. Стиль платереск, распространившийся в 16 в. в Испании, представляет собой сплав декоративных элементов поздней готики с ренессансными мотивами. ...