Флюксус

Страница 2

"Флюксус – это не момент истории и не направление в искусстве, это способ делания вещей, традиция, образ жизни и смерти" – знаменитое определение знаменитого Дика Хиггинса.

"Флюксус – это смесь водевиля, вранья, детских игр и Дюшана" – высказывание Джорджа Маккинаса.

"Флюксус – это НЕ профессионализм, НЕ производство, пусть даже предметов искусства. Флюксус – это акция: поставить вазу с цветами на пианино. Это АНТИискусство, отказ от "Я", это вообще НЕ искусство. Ведь флюксус – это шутка, а когда я думаю об искусстве, я не шучу; не чувствую, что шучу. Флюксус – нечто невесомое. Юмор. Эскимос может прийти во флюксус и сказать: "Я вот эскимосский флюксус" – размышления Бена Вотье.

А вот цитата из манифеста Маккинаса: "Очистить мир от буржуазной тошнотины, интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры! Очистить мир от мертвого, искусственного, абстрактного искусства! Бороться за революционный поток и порядок в искусстве, развивать жизненное искусство, антиискусство! Создавать реальность, которая не будет полностью заграбастана критиками, дилетантами и профессионалами! Сплавлять культурные, социальные и политические революции в единую акцию!"

В противовес устрашающим выкрикам вышеприведенного манифеста в восторженных воспоминаниях современников Маккинас предстает весьма романтично: "Он носил круглые очки в железной оправе, и их толстые линзы придавали необычность его взгляду. У него было странное чувство юмора, и больше всего ему, кажется, нравилось наблюдать за реакцией людей на его поступки. Джордж жил в старом разваливающемся доме. У него был безумный дверной звонок и коллекция расставленных повсюду металлических банок из-под бензина, наполненных водой, с наклейками "не курить". Джордж обожал создавать новые гастрономические привычки. Например, он любил есть замороженную клубнику с деревенским сыром. Его любимым цветом был белый. Вся его квартира была выкрашена в белый цвет. Дверью в ванную служила водонепроницаемая дверь из подводной лодки. Вообще, каждый сантиметр его квартиры был проявлением его эксцентричности. Но его нельзя назвать сумасшедшим. Он просто был единственным".

Под маркой "флюксус" работало немало известных людей: Дик Хиггинс, Вольф Фостелл, Кен Фридман, Алисон Ноуэлз, Роберт Ваттс, Эрик Андерсен, Джордж Брехт, Шарлотта Морманн, Бен Вотье, Йоко Оно, Милан Книжак, Пер Киркеби. И вот записки на манжетах от Бена Вотье, ненавязчивый треп-воспоминание, погружающий нас в атмосферу Ф:

"Кто чья жертва? Кен – жертва Кена. Эрик – жертва любви. Хиггинс – жертва Шопенгауэра.

Что нового привнес во флюксус Бен Вотье? – Ничего. – А Брехт? – Идею "акции". – Книжак? – Испорченные записи, пустые кассеты. – Беис? – Беис принес во флюксус деревья и маргарин.

Кто такой Кнут Паттерсон? – Это тот завистник, который ненавидит всякого, кто делает флюксус в Скандинавии, кроме него самого. – Почему? – Потому что это придает ему историческую важность.

Беис прославился, потому что его ограбили. (Если люди крадут твою работу, они умны. Если они умны, они продадут твою работу. Если они продадут твою работу, ты станешь знаменит.)

Кто меньше всего флюксус? Фостелл, потому что он прежде всего экспрессионист. Бен, потому что он этнист. Беис, потому что он демагог. Хендрикс, потому что он спиритуалист. Книжак, потому что он активист. Аллисон, потому что она романтик. Эрик, потому что он бюрократ. Брехт, потому что он монах.

Кейдж умер. С тех пор, как он умер, его музыку играют. Нет ничего скучнее, чем концерт Кейджа, когда его играют без улыбок; настолько серьезно, что создается ощущение, что у них просто проблемы с кишечником.

Отгадайте, кто сказал: флюксус – на 90% романтический мусор? – Генри Флинт. Кто верит, что это на 70% правда? – Бен".

Что такое классическое выступление флюксуса? Это авангардный спектакль, состоящий из последовательности 20—30 маленьких сцен или музыкальных партий, каждая из которых длится не более чем 1—2 минуты. Исполняется в быстром, светлом ритме. Никакого эстетизма и театральности. Никакого индивидуализма. Актеры не примадонны и не должны зря болтаться по сцене.

Данные проекты придуманы и реализованы в период расцвета Ф. Невозможно их представить себе без подробного описания, трудно и с описанием, и с комментариями. Это и есть флюксус.

Джордж Брехт, 1961, "Три телефонных события". Когда звонит телефон, позволить ему звонить, пока он не перестанет. Когда звонит телефон, поднять и немедленно положить трубку. Когда звонит телефон, ответить. 1961, "Инструкция". Включить радио. На первом же звуке выключить. 1961, "Акт некурения". Сядьте так, чтобы вам был виден знак "не курить". Курите. Не курите.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

«Мцыри» - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать стихи рано: ему было всего 13 - 14 лет. Он учился у своих предшественников - Жуковского, Батюшкова, Пушкина. В целом лирика Лермонтова проникнута скорбью и как будто звучит жалобой на жизнь. Но насто ...

Джотто как основоположник живописи возрождения
Флорентийская школа, одна из основных художественных школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчест ...

В бой – только в брюках
Вавилоняне и ассирийцы успели дойти до рубашки, у которой уже были рукава. Персы завладели рядом территорий, а с ними – льном и хлопком. Носили они по два полотнища – верхнее покороче, нижнее длинное. Но поскольку большую часть времени он ...