Записки о русском фольклоре

Другая информация » Записки о русском фольклоре

Страница 3

Рассказов о водяном собрано значительно меньше, чем о лешем. Так Вл. Даль отмечал, что из всех опрошенных мужиков только один рассказывал о водяном как очевидец. Остальные же знали, что где-то есть водяной, но Бог весть где. Тогда как лешего встречало множество людей.

Живут водяные обычно в омутах, особенно около мельниц. Любят пьянствовать и посещать шинки, где играют в кости. Могут украсть коров или лошадей. На зиму водяной уходит в свое подземное жилище.

Часто водяного изображают царем, живущим в морской пучине в роскошном дворце из хрусталя и золота. Его окружают многочисленные жены и злые красавицы дочери, русалки и водяные меньшего ранга. Морской царь любит повеселиться и созывает в свой дворец утонувших музыкантов, которых заставляет играть, а сам пляшет под их музыку вместе со своими приближенными, несмотря на свой почтенный возраст. Такая пляска вызывает сильное волнение на реках и озерах, а на море сопровождается бурей. Кладовые дворца наполнены золотом и другими сокровищами, которые упали на дно вместе с затонувшими кораблями.

С таким водяным встречался и былинный герой Садко. С образом Садко связаны представления о том, что водную стихию можно успокоить, исполняя специальные напевы. Эти представления живы у поморов и до сих пор. Но главное для водяного все-таки дары и уважение. Правда, к концу XIX века дары стали становиться скромнее. В Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо бросали шило, мыло и голову петуха. В Вологодской губернии рыбаки для получения хорошего улова бросали водяному худой сапог с портянкой (жадные люди; на месте водяного я бы обиделся и показал им улов). В Орловской губернии мельники лили водяному водку и бросали кусочки хлеба и крошки. Так и во всех вариантах былины о Садко его путешествие к морскому царю связано с неуплатой ему положенной дани.

При широкой распространенности веры в водяного, как уже говорилось, достоверных случаев о встречах с ним, в отличие от лешего, записано на удивление мало. Когда же происходит встреча с водяным?

Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет воду из реки, озера или, даже, колодца. Встреча с водяным неизбежна, если человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя. Бывало, что водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться. Водяной может придти на звуки музыки или на девичьи гуляния, если они в шутку позовут водяного. Но водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого водяного. Утопленница может стать женой водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. От водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.

Но все эти случаи происходили где-то и кем-то, а реальных случаев столкновения с водяным записано очень мало. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал водяного:

"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие - с ладонь, нос - как сапог, не меньше".

В другой раз водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.

Любимой рыбой водяного является сом. Он разъезжает на соме верхом, а, кроме того, сом приносит водяному утопленников. Поэтому сома в народе часто называют чертова лошадь.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Открытое и закрытое знание
В предыдущей беседе мы указали на (различие между открытым знанием и закрытым знанием. Нам представляется, что это не количественное различие (определяющееся числом тех, кто посвящен в знание), а качественное. Открытое знание — это не тол ...

Кунсткамера
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возве ...

Культура и власть
Политические режимы в России никогда не любили культуру, не любят и сейчас. Относительно 20-го века можно было бы составить такой мартиролог, который бы гигантским образом превзошел известный мартиролог А.Герцена. Трагической оказалась не ...