Попытка реабилитации чатов

Другая информация » Попытка реабилитации чатов

Страница 1

Отношение к чатам среди "шакалов ротационных машин", пишущих о русском интернете, весьма любопытно. Из прессы (как "бумажной", так и "сетевой") о чатах можно узнать только то, что они существуют, потому как иногда о них упоминают. Изредка встретишь - есть, мол, такая "тинэйджеровская тусовка", но говорить о ней особо нечего - молодежь время расстреливает, да и только. Эдакая "массовая культура рунета", внимания солидных людей не заслуживающая.

Между тем, хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними из самых посещаемых русских ресурсов. К примеру не в самом популярном (но одном из немногих, где ведется статистика) чате "Отель "У Максима" зарегистрированных пользователей превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одномоментно в чате иногда находится более сотни.

Обратившись к статистике, мы видим, что по всем рейтингам обращений чаты располагаются весьма высоко. Если же говорить об отвлекаемых на себя "человеко-часах", то вряд ли я ошибусь, предположив, что в этом отношении чаты лидируют - количество времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей во языцах. И все это при том, что в большинстве своем чаты столь же далеки от целенаправленной "раскрутки" как декабристы от народа и никакого продвижения продукта на рынок просто не ведут - популярность набирается "самотеком".

Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Позволю себе предположить, что "феномен чатов" возникает оттого, что эти ресурсы представляют собой нечто большее, чем просто "болталку", а их социальная функция гораздо значимей.

"Дали вчера мне волю - что я с ней делать буду?"

В большинстве публикаций интернет-ресурсы рассматриваются как нечто исключительно утилитарное и узкоспециализированное. Интересует, что в мире творится - почитайте сетевую прессу, хочется посмеяться - на юмористические сайты, беллетристика нужна - электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно отношения "пользователь-ресурс" локализованы во времени, необходимом на удовлетворении своих потребностей.

Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир. "Общение по проводам" можно понять, если "ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега", но в чате иногда общаются люди, живущие не только в одном городе, но и в одном доме.

На мой взгляд, ответ в следующем. Чаты - ресурс не фрагментарный, а универсальный, пользование им не утилитарно, а самоценно, они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку чат, безусловно, несет, но возьму на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки не единственной функцией чата. Часто гораздо притягательней для посетителей чатов оказывается удовлетворение потребности в самовыражении, если хотите, в творчестве.

Начну несколько издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов позиция рядового пользователя исключительно потребительская. Между тем сегодняшняя культурная ситуация, как это отмечает большинство исследователей, характеризуется предельной пассивностью пользователя - от него не требуется даже конструирование образов (как, например, при чтении книг), он получает все в готовом виде с этикеткой "употреблять не разжевывая". Однако потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей творчество. Можно вспомнить "домашние странички", разнообразнейшие творческие конкурсы в Интернете, но достаточно просто обратить внимание на то, что с ростом популярности ресурса растет и его "завязанность" на самовыражении потребителей (электронная переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да что там - многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями ("Анекдоты из России" и его клоны, сервера знакомств, многие ресурсы "Чертовых Куличек").

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Письменность
По-видимому, зачатки египетской письменности относятся к герзейскому периоду. Письменность развивалась от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму. Имеются доказательства того, что определенные иероглифы изначально ...

Постмодернизм как методология изучения современного общества
Классичность обществоведческого мышления по аналогии с естествознанием можно характеризовать такими признаками как: монизм, фундаментализм, редукционизм, элементаризм, линейность, динамичность. Вслед за точными науками и под влиянием их в ...

Метод глоттохронологии
Каким же путем можно установить родство языков и создать на этой основе их точную генеалогическую классификацию? В случаях 1-3 по шкале С.Е. Яхонтова факт родства сравниваемых языков лежит на поверхности. Близость таких языков, как, напри ...