Контекстуальность как принцип анализа японской культуры

Другая информация » Контекстуальность как принцип анализа японской культуры

Страница 4

Этой же парадигмой задается роль категории сущности в западной культуре, где рациональное понимание мира опирается на объяснение, теоретический дискурс. Понимание бытия, мира как совокупности изменчивых состояний, процессов обусловило акцентирование формы, а не сущности. То внимание, которое уделяется форме, подчеркивает контекстуальную связанность объектов и вызвано тем, что значение придается не самим объектам как таковым, а отношениям, их связывающим – тому, что составляет и удерживает "течение" самого потока изменений.

В восточном варианте (буддийско-даосско-конфуцианский комплекс) трансцендентальность, как присущая самому этому миру и тем самым освящающая именно "этот" мир, а не мир горний, придает иной смысл и самому этому миру, и существованию людей, населяющих его. Именно из этого следует исходить в объяснении той глубины и полноты понимания мира и человеческих отношений, которое "исповедует" Восток. И обратно, акцентирование трансцендентной сферы в западной культуре с необходимостью вызывает разработку главным образом гносеологических концепций, развитие рациональности и преимущественной роли мысли "в начале было Слово" в западной культуре.

Американский философ Ф. Нортроп сформулировал принципиальное отличие между восточным и западным способами понимания мира. Восточная цивилизация своей основой имеет эстетическое начало, западная строится на теоретическом. Само понятие эстетического содержит в себе эмоциональное отношение к миру, которое не только не искажает, но углубляет понимание мира. При этом не происходит аналитического расчленения мира на сегменты реальности, но выявляются жизненные смыслы в их целостной завершенности и уникальности. Культура Запада последовательно выводит эстетическое за пределы повседневности, навязывая ему определенные рамки проявлений в сфере искусства, поскольку "искусство творят"; в этом реализуется стойкое западное соотнесение эмоционального с иррациональным. Если А.Ф.Лосев квалифицировал древнегреческую философию как эстетическую теорию, то восточную (китайско-японский комплекс) философию следует оценить как эстетическую практику. Здесь же исходные импликации феномена "экономического чуда".

Перенесение акцентов с трансцендентальных оснований мира на посюсторонние его смыслы, иначе, видение спасения в некоем идеальном земном устройстве, имплицитно уже несет в себе идею освящения "актуальной" власти – достаточно упомянуть в этой связи о культе императора в Японии. При этом фигура императора может быть номинальной, однако она обладает огромным внутренним смыслом для подданных и в настоящее время, поскольку власть здесь не легитимна, как на Западе, а непосредственно переживается в определенных контекстах. Поэтому признание власти на Востоке – факт самоочевидный настолько, что абсолютный характер статуса власти снимает (более того, не ставит) саму проблему признания. Эта безусловность статуса власти в своей основе подобна западной нерефлексируемой и безусловной установке на вынесение трансцендентальной реальности – Бога – за пределы реального мира. Понятие долга в японском обществе осознается не как выражение внешних обязанностей перед Богом (как это характерно для западных обществ), но как внутренние обязательства перед государством и семьей.

Придавая этим наблюдениям более широкий смысл, можно утверждать, что культурное подкрепление всякого рода властных структур, авторитет ли это отдельной персоны, или религиозно-философское мировоззрение, или строй конституции (который, кстати, остается в силу этих причин неизменным с VIII в., хотя возможность внесения изменений в нем предполагается) реализуется не столько нормативно ("норма" всегда предполагает субъекта, "я"), сколько контекстуально и объективно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Основные положения археографической теории
В качестве объекта археографии выступает документальная публикация. Археографический фонд любой страны включает множество разнообразных документальных публикаций. Kаждая входящая в его состав документальная публикация отражает и фиксирует ...

Поздние картины
К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-во ...

Евреинов
Далее бульварный песнопевец рисует большого франта Ив. Андр. Евреинова, богатого московского домовладельца, вышедшего из купечества, имевшего два дома на Тверской улице, где столетие назад жили Мамонтов и Фирсанов. К ним Евреинов прекрас ...