Контекстуальность как принцип анализа японской культуры

Другая информация » Контекстуальность как принцип анализа японской культуры

Страница 3

Если западная культура разделяет универсум на две сферы – имманентную (реальное бытие) и трансцендентную (Абсолют, идеи Бога, Творца), то японская культура исповедует "посюсторонний трансцендентализм". Воспринимая мир целостно, свое внимание она сосредоточивает на сфере "земных" отношений. По мнению М. Вебера, посюсторонняя ориентация восточной цивилизации – т.е. "посюсторонний трансцендентализм" или "освящение" именно мира земного – не содержала в себе, подобно западной, разнонаправленный модус стремлений – отрицания мира и одновременно попытки его воссоздания, а может быть понята скорее как приспособление к миру. Причины такого адаптивного способа, с точки зрения М. Вебера, коренятся в "упорной канонизации традиций" или, иначе, в отсутствии "трансцендентального напряжения" между реальностью и идеалом, вынесенным за рамки этой реальности.

В своей посюсторонней ориентации конфуцианство исходит из того факта, что конституируемый им идеал социального устройства является идеалом "здесь и сейчас", идеалом земным, а не потусторонним. Основные усилия конфуцианской школы были направлены на культивирование социальных, политических и культурных порядков, оформленных в традицию, как главного средства (механизма) поддержания космической гармонии. В силу этого конфуцианская традиция особенно настаивала на неукоснительном характере выполнения обязанностей и дел в существующих социальных рамках. По сути это и было основным способом разрешения конфликта между трансцендентальным и социальными порядками, задавая "меру индивидуальной ответственности".

Ориентация японской культуры на "здесь и сейчас", на реальный и действительный пласт бытия, как и акцентирование подвижности, движения, процессуальности универсума, имела своим следствием весьма специфический способ структурирования мира. Возможная интерпретация системной сущности культур Востока и Запада в их феноменальных и функциональных особенностях связана, с одной стороны, с присущей им ценностной ориентацией (соответственно "посюсторонней" или трансцендентальной), а с другой стороны, со структурной композицией общества ("вертикаль" иерархии или "горизонталь" демократии). Иными словами, в западной культуре мы обнаруживаем тенденцию выносить высшие смыслы за пределы мира, что характерно для трансцендентальных устремлений, взывающих к реальности, лежащей вне и выше этого мира, в сочетании с "горизонтальной" социальной организацией общества, основанной на идеях равенства, западной демократии. В восточной (японской) культуре в качестве определяющих выступают ее ориентированность на "посюсторонний трансцендентализм", "освящение" мира земного в сочетании с теми иерархическими "вертикальными" конструкциями, которые обнаруживает социальная организация.

Таким образом, модус личности как и формы ее взаимодействия с социумом и миром, был сформирован иной концептуальной сетью, интерпретация которой требует анализа особенностей религиозно-философских оснований культурных предпочтений. Сам факт тотальной значимости "я", которая выступает основополагающей для западной цивилизации, ставит под вопрос значимость объектов. Восток обнаруживает противоположную интенцию: подвергая редукции значимость "я", он тем самым акцентирует самоочевидную значимость и роль объектов. Целенаправленно развивая свое "я" как нечто самодостаточное, субъект теряет возможность рассматривать объект в его объективной значимости, тогда как открытие смысла всего сущего, мира объектов, низводит значение "я" до рядоположенности феноменальному миру, включающему в себя объект вместе с субъектом. Объект при этом понимается и рассматривается как самостоятельная ценность. Итак, отрицание себя есть утверждение других (и объективного мира), там же, где высок статус "я", отношения задаются с отсылочной точки зрения, а мир объектов уже не представляет самостоятельной ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Библиотека Лауренциана
В годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже по ...

Ткани, цвет, oрнамент
Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобл ...

Вышивка, ткачество
Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг исполь ...