О Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики

Другая информация » О Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики

Страница 2

Вопрос: Как бы вы сформулировали основную идею ассоциации и кто их воплощает в жизнь?

Ответ: Основная идея ассоциации, идея, которую я отстаиваю, состоит в том, что языком благоустраивается жизнь, поэтому, каков наш язык, такой будет и наша жизнь. А язык - это не просто внешнее проявление наших слов; язык начинается с мысли, с сердечного чувствования, а затем проявляется либо в словах и звуках, которые мы "извергаем", либо в письменных текстах. Кроме того, общение не происходит только с одной стороны. Всякое убеждение зависит от образа говорящего и от характера слушающего. Поэтому красноречие, как говорилось в старину, связано с душами слушателей. И хорошим оратором является тот этичный человек, который понимает, сколько имеется видов душ, как писал Платон. Значит, изучи нравственную философию, знай человеческую психологию и умей честно, мудро, уместно пользоваться своим языком в конкретной ситуации.

Работой Ассоциации руководит Совет из 25 человек. Это известные ученые-русисты, активно обращенные сегодня к исследовательским, педагогическим и практическим проблемам риторики. Назову лишь несколько известных имен - все они участники-докладчики четырех ежегодных международных конференций, организованных Риторической ассоциацией: профессор МГУ А.А. Волков, профессор МПГУ Н. А. Ипполитова, профессор Саратовского ГУ О.Б. Сиротинина, профессор Красноярского ГУ А.П. Сковородников, профессор Воронежского ГУ И.А. Стернин - всех просто невозможно перечислить.

В Российской Риторической ассоциации много разнообразных и талантливых людей. Риторика начала возрождаться в 70-е годы как новое стилистическое веяние времени, причем, одновременно в разных городах и вузах. Так, в Московском университете под руководством профессора Ю. В. Рождественского было создано научное направление, изучающее отечественную и зарубежные школы риторики. Таким образом, была исследована американская, французская, английская, немецкая риторика и, самое главное, конечно, наша отечественная риторика. Причем исследования проводились как в историческом плане, потому что для культуры важно знать наши прошлые достижения, так и в современной речевой деятельности: скажем, как устроен современный суд, как ведется следствие, в каких формах речи и как соотносятся устная и письменная речь. Много было исследований по деловой письменности, деловым переговорам и организации документооборота. Если общество забюрократизировано, то это неудачное ведение речевых отношений. Если много документов, то неудобно вести дело, если мало документов, то дело затормаживается. Но самое интересное состоит в том, что риторика прямо связана со всеми формами профессиональной деятельности.

Объем проблем, которые мы, филологи, ставим в центр нашего внимания, очень широк. Так как язык касается всех видов деятельности, то мы стараемся включить в поле своего рассмотрения как общие проблемы ведения речи, связанные с правилами и культурой речи, так и частные вопросы. Например, как пользоваться речью в бытовой сфере? Ведь все мы пользуемся языком в наших семьях, с нашими друзьями, на улице и т. д. Это как бы первичная сфера общения. Если человек работает, то он начинает выходить в деловую сферу общения, и каждый из нас является деловым ритором. Если человек развивается как-либо дальше, то он получает специальность, он становится либо учителем, либо судьей, либо бизнесменом, либо проповедником, либо политиком. И каждая профессия имеет свою риторику.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

“Петровское барокко”
Русское градостроительство уже в XVI в. использовало приемы регулярной планировки для крупных элементов городской структуры, при строительстве Петербурга принцип регулярности был впервые обращен на формирование ткани города. Внутри систем ...

Различие в знании и различные знания
Итак, что же они имеют общего, эти три наших сюжета, один из "Махабхараты" (V-III вв. до Р.Х.), другой из "Йенских семинаров" и "Феноменологии Духа" (1806 г. от Р.Х.) и третий из "Старшей Эдды" (X в ...

Чалма, халат и тюбетейка
Отдельные ветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырьмя рёбрами — верный признак узбека или таджика. Разновидности тюбетейки ...