Некоторые следы влияния языковых норм в западной цивилизации

Другая информация » Отношение норм поведения и мышления к языку » Некоторые следы влияния языковых норм в западной цивилизации

Страница 5

В хопи существует два слова для обозначения количества воды: ka yi и ра ha. Разница между ними примерно та же, что и между stone и rock в английском языке: ра.ha обозначает больший размер и wildпess "природность, естественность"; текущая вода независимо от того, в помещении она или в природе, будет ра ha, так же как и moisture "влага". Но в отличие от stone и rock разница здесь существенная, не зависящая от контекста, и одним словом нельзя заменить другое.

Конечно, в английском языке существуют некоторые незначительные отличия от других существительных, например в употреблении артиклей.

Year "год" и некоторые словосочетания уеаг с названиями времен года, а иногда и сами названия времен года могут встречаться с "местной" морфемой at, но это является исключением. Такие случаи могут быть или историческими напластованиями ранее действовавших законов языка, или вызываются аналогией с английским языком.

"Предполагающие" и "утверждающие" суждения сопоставляются друг с другом согласно "основному временному отношению". "Предполагающие выражают ожидание, существующее раньше, чем произошло само событие, и совпадают с этим событием позже, чем об этом заявляет говорящий, положение которого во времени включает в себявесь итог прошедшего, выраженного в данном сообщении. Наше понятие "будущее", оказывается, выражает одновременно то, что было раньше, и то, что будет позже, как видно из сравнения с языком хопи. Из этого порядка видно, насколько трудна для понимания тайна реального времени и каким искусственным является ее изображение в виде линейного отношения: прошедшее - настоящее - будущее.

Вот пример одного из таких следов: tensor, обозначающий longinduration "длинный по протяженности", хотя и не имеет общего корня с пространственным прилагательным long "длинный", зато имеет общин корень с пространственным прилагательным large "широкий", Другим примером может служить то, что somewhere "где-то" в пространстве, употребленное с этой особой частью речи (т. е. с tensor), может означать at someindefinitetime "в кaкoe-то неопределенное время". Возможно, правда, что только присутствие tensor придает данному случаю значение времени, так что somewhere "где-то" относится к пространству, при данных условиях неопределенное пространство означает просто общую отнесенность, независимо от времени и пространства. Следующим примером может служить временная форма наречия afternoon, здесь элемент означающий after "после", происходит от глагола toseparate "разделять". Есть и другие примеры этой деривации, но они очень малочисленны и являются исключениями, очень мало похожими на нашу пространственную объективизацию.

Глаголы хопи, означающие "подготовить", не соответствуют точно нашему "подготовить", таким образом, na'twani может быть передано как "то, над чем трудились" или что-либо подобное.

См. пример, приведенный у Ernest Beaglehole, Notes on Hopi Economic Life, особенно ссылку на объявление о заячьей охоте и на стр. 30 описание деятельности в связи с очищением Источника Торева: выпуск объявления, организацию различных подготовительных мероприятий и, наконец, описание мер, предпринятых для обеспечения того, чтобы достигнутые положительные результаты сохранились и чтобы источник продолжал действовать.

Это представление о нарастающей силе, которая вытекает из поведения хопи, имеет свою аналогию в физике: ускорение. Можно сказать, что лингвистические основы мышления хопи дают возможность признать, что сила проявляется не как движение или быстрота, а как накопление и ускорение. Лингвистические основы нашего мышления мешают подобному истолкованию, ибо, признав силу как нечто вызывающее изменение, мы воспринимаем это изменение посредством нашей языковой метафорической аналогии - движения - вместо того, чтобы воспринимать его как нечто абсолютно неподвижное и неизменное, т.е. накопление и ускорение. Поэтому мы бываем так наивно поражены, когда узнаем из физических опытов, что невозможно определить силу движения, что движение и скорость, так же как и состояние покоя, - понятия относительные и что сила может измеряться только ускорением.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие материалы:

Культура Ирана
На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI веке до н.э. Иранская империя. искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, к ...

Керамика доахеменидского времени
В XI—IX веках до н. э. иранские племена, осевшие на территории Ирана, еще не образовали устойчивых государственных объединений. Первое крупное иранское государство Мидия возникло в VII веке до н. э. Расселение новых племен привело к измен ...

Доолимпийский период
Процесс жизни воспринимается первобытным созданием в беспорядочно нагроможденном виде, окружающее материализуется, одушевляется и населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля с составляющими ее предметами представляется первобыт ...