Нидерландское искусство 15в. Иеронимус Босх

Другая информация » Нидерландское искусство 15в. Иеронимус Босх

Страница 1

Босх, Иеронимус (Bosch, Hieronymus) (ок. 1450-1516), фламандский живописец. Иеронимус Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в местечке Хертогенбос в Голландии ок. 1450; там он вступил в братство Богоматери и работал около сорока лет вплоть до своей смерти в 1516. Кроме этих скудных фактов, о жизни художника ничего не известно.

Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями.

На расписанной Босхом столешнице (Мадрид, Прадо) изображены семь смертных грехов, Смерть, Страшный Суд, Ад и Рай. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. В медальоне с изображением Ада впервые появляются чудовища, которые затем заполонят большинство картин Босха. Некоторые из них известны западному искусству со времен Средневековья, другие - омерзительные создания-гибриды - порождены изощренной фантазией самого Босха.

Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха - его преднамеренный архаизм. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.

Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). На поверхность картины буквально "налеплена" куча уродливых зверских физиономий. В середине -почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа.

Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. 1500, Мадрид, Прадо). В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: "Мир - это стог сена: каждый хватает сколько может". Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности; для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. На фоне неба показан Христос с распростертыми руками, в страдании созерцающий безумие человечества. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Возможно, это аллегорическое изображение жизненного пути, где человека на каждом шагу подстерегают грехи.

В триптихе Искушение св. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Эти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме; напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу.

Сад земных наслаждений (1504, Прадо) - самое большое (2,1ґ3,9 м) и самое загадочное из творений Босха. На внешней стороне створок триптиха изображен мир в третий день Творения; на внутренней представлены Рай и Ад. Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей. Этот сад мог бы показаться обителью счастья, если бы не нелепость населяющих его существ и не гротескный характер всего происходящего.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Различие в знании и различные знания
Итак, что же они имеют общего, эти три наших сюжета, один из "Махабхараты" (V-III вв. до Р.Х.), другой из "Йенских семинаров" и "Феноменологии Духа" (1806 г. от Р.Х.) и третий из "Старшей Эдды" (X в ...

Цицерон о риторическом знании
Продолжателем традиций Академии и школы Аристотеля стал Цицерон, творивший на латинском языке. Ученик академиков Филона и Антиоха, Цицерон был поборником республики в то время, когда Римская держава уже становилась империей. Отстаивая рес ...

Итальянский костюм
Испытывая до сих пор значительное культурное влияние Франции, Византии, стран Востока, Италия с XV в. сама становится законодателем моды среди европейских стран. Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняют ...