Веласкес

Страница 3

В 1649 Веласкес получает разрешение отправиться в Италию для покупки антиков и картин. Он садится на корабль в Малаге вместе с испанской миссией которая отправляется в Тренто за принцессой Марианной Австрийской (овдовевший Филипп IV намеревается жениться на ней вторым браком).

Веласкес посещает Северную Италию Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость. В Риме после портрета Хуана Парехи (НьюЙорк музей Метрополитен), он пишет портрет папы Иннокентия Х (Рим гал. Дориа-Памфили), который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение. Благодаря этому портрету Веласкеса в 1650 принимают в Академию св. Луки. Художник задерживается в Италии и лишь приказ короля принуждает его вернуться в Испанию.

В Мадриде начинается новый этап его творческой карьеры. Получив должность "aposentador" Веласкес берет на себя административные обязанности. Милостью короля он в 1659 после долгой проверки "чистоты" крови и отсутствия торговой деятельности получает платье кавалера св. Иакова, беспримерная честь для художника. Однако своим положением Веласкес пользовался только несколько месяцев. Следующей весной по случаю свадьбы инфанты Марии-Терезы с Людовиком XIV он совершает утомительное путешествие на границу чтобы приготовить жилье для Двора.

Художник возвращается в Мадрид в июне истощенный и больной и умирает через несколько дней. Его жена пережила его лишь на неделю. Опись составленная после похорон свидетельствует о его богатстве и включает в себя предметы мебели гардероба драгоценности книги и предметы искусства.

Немногочисленные поздние произведения отмечают обновление тем и стиля художника; главенствующее место занимают теперь образы молодой королевы и ее детей. Эти хрупкие и несколько невыразительные создания облаченные в свои наряды трактованы Веласкесом словно красочные "гармонии": бледно-розовые и серебристосерые украшения сочетаются с кармином занавесей и приглушенным золотом консолей и зеркал. В отличие от неподвижных контуров фигур эти цветовые пятна словно вибрируют, придавая реальности какой-то "магический" вид скорее представленный нежели выраженный (портреты королевы Марианны инфанты Маргариты Мадрид Прадо; инфанты Маргариты инфанта Филиппа Проспера Вена Музей истории искусств).

Эти поиски синтезируются в двух больших картинах: "Менины" (1656 Мадрид Прадо), где отражена будничная жизнь королевской семьи маленькой инфанты ее гувернанток и карлиц и "Пряхи" (там же) где миф об Арахне ткачихе наказанной Афиной изображен на ковре висящем в глубине королевской ткацкой мастерской. Эти произведения позднего Веласкеса поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер предвосхищают искусство импрессионистов Моне и Уистлера, непосредственные предшественники которых видели в нем реалиста, снимающего с глаз пелену (Мане назвал его "живописцем живописцев").

Так Веласкес оказав влияние на развитие мадридской школы (Карреньо Клаудио Коэльо) и освободив раннего Гойю от академизма стал важным источником и проводником для создателей современной живописи от импрессионистов до Н. де Сталя. Более 50 полотен Веласкеса хранятся в Прадо. Кроме того произведения художника представлены в Нац. гал. в Лондоне и Музее истории искусств в Вене а также в музеях в Барселоне ("Св. Павел") Берлине Бостоне (портрет Бальтасара Карлоса с карликом) Будапеште Дрездене (портрет Хуана Ма-теоса) Мюнхене ("Мужской портрет") Орлеане ("Св. Фома") Сан-Паулу (портрет герцога Оливареса) и Нью-Йорке (музей Метрополитен "Христос в Эммаусе" и портрет Филиппа IV; Музей Испанского общества портрет герцога Оливареса; собрание Фрик портрет Филиппа IV).

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Двадцатый век
Коренные изменения в женской моде произошли в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В ту пору это была неслыханная смелость. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью жен ...

Образ жизни и обычаи Китая
На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы ...

Униженные и оскорбленные в изгнании
Русские, оказавшиеся после 1919 г. за пределами бывшей Российской империи, были беженцами в полном смысле этого слова. Главной причиной их бегства стали военное поражение и связанная с ним угроза плена и расправы, а также голод, лишения, ...