Классическая древнегреческая культура

Другая информация » Классическая древнегреческая культура

Страница 9

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам- вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эл- линской скульптуры — он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних ги-ганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.

Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно, по замечанию Ф. Энгельса, мы вынуждены будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества.

В эпоху расцвета классической культуры возникла история как ра-пиональная. а не сказочно-мифологизированная или летописно-описательная форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов «отца истории» Геродота и Фукидида. Социологическая мысль, разрабатывая само понятие и теорию государства как «политического сообщества» людей, породила «политию» Аристотеля. Оценивая вклад греков в науку, можно вспомнить, что почти до середи-ныХХ в. мы учили геометрию по ьвклиду, что Архимед заложил основы механики и пр. В социальной жизни сформировался критерий под-Диннбй ценности человека — в Древнейлладе сломились понятий таких духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг, как человечность, гармоничность развития личности, как проблема соотношения личного и общественного и многое другое.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Другие материалы:

Второй римский период
В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стояще ...

Литература, искусство
В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического прошлого и, в частности, в па ...

Попечительство и финансирование искусства
Искусство в Австралии поддерживается благодаря государственным субсидиям и филантропической деятельности. Ниже приведены некоторые данные о масштабах этой поддержки. В 1997 примерно 82% австралийцев хотя бы один раз посетили кинотеатр, 48 ...