Первые русские феминисты и женский вопрос

Другая информация » Первые русские феминисты и женский вопрос

Страница 7

Недовольство официальным институтом брака приводило к тому, что люди передовых взглядов все чаще отказывались оформлять юридически и церковно свои семейные отношения. Доказательство нового взгляда на брак - судьба У. Морриса, художника прерафаэлита Д.Г. Россетти, актрисы Эллен Терри. Да и в русской литературной среде есть примеры гражданских союзов. Но "свободная любовь" - скорее исключение из правил, удел богемы, к которой общество применяло особые мерки.

По мнению исследователя А. Ланщикова, не только противники, но и многие сторонники Чернышевского расценивали роман "Что делать?" как своего рода призыв к многомужеству и свободной любви. Современник писал, что у Чернышевского "не выдуманное, а только разве слишком тенденциозное изображение" страстной потребности молодежи тех лет выработать свою мораль, жить по новым и справедливым правилам.

Однако в реальной жизни все было сложнее и драматичнее, чем на страницах утопических романов. Редко фиктивные браки становились фактическими. Гораздо чаще ложность положения, "фальшивая нота", по словам Софьи Ковалевской, давала себя знать и приводила к трагедии.

Несколько иначе сложилась судьба Анны Михайловны Евреиновой. Евреинова первая получила степень доктора прав в 1877 г. Ее отец - петергофский комендант - пытался выдать дочь замуж против желания. Отчаявшись, Аня решила утопиться. Но, получив письмо из Гейдельберга от Софьи Ковалевской, которая сама в свое время посредством фиктивного брака бежала из "темного царства" семьи, Евреинова тайно уезжает за границу. Разъяренный отец подает жалобу в III отделение. Разговоров было на весь Петербург. Уже позже, вернувшись дипломированным юристом, Анна Евреинова публикуется в "Журнале гражданского и уголовного права" и в феминистском издании "Друг женщин".

Но не всегда так удачно складывалась жизнь, построенная на последовательном проведении исповедуемых принципов Один из примеров - семейная история Писаревых. Литературный критик "Отечественных записок" и "Русского слова" Дмитрий Писарев был известен помимо всего и своей статьей о женских типах в произведениях Гончарова, Писемского и Тургенева. В журнале для девиц "Рассвет" была опубликована его рецензия на 5-е Парижское письмо Михайлова, посвященное кружку парижских деятельниц женской эмансипации. В этой рецензии Писарева говорилось: "Мысли, приведенные Михайловым, должны быть распространяемы в нашем обществе . на этих мыслях должно быть воспитываемо молодое поколение; только подобные мысли, проведенные в жизнь, способны сформировать женщину гармонически развитую, способную приносить пользу, нравственно свободную и, следовательно, счастливую".

Младшая сестра публициста, Катя (1853-1875), девушка с короткими волосами, бойкая, дерзкая - тип нигилистки, в то время входивший в моду, - решается на фиктивный брак с высланным студентом Гребницким. Фиктивный союз дал ей желанную свободу и самостоятельность. Она уезжает в Цюрих, поступает на медицинский факультет, знакомится с бывшим членом кружка чайковцев, а теперь одним из основателей славянской секции Интернационала в Цюрихе В. Александровым. На средства Е. Гребницкой он переезжает в Женеву, основывает типографию, где она работает наборщицей и живет в устроенной Александровым русской коммуне. Но в результате осложнившихся отношений с Гребницким и Александровым, в состоянии отчаяния, о чем свидетельствуют ее последние письма к родным, Катя Гребницкая кончает с собой (она застрелилась), будучи на 5 месяце беременности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Пресса и власть
В 1960-е годы, когда американская элита раскололась по вопросу о вьетнамской войне, традиционное представление о патриотичности прессы подверглось глубокой ревизии и концепция свободы печати получила расширительный смысл. Дебаты вокруг вь ...

Формы проявления культуры в жизни человека
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам. Культура возвышает челове ...

Дадаизм
Дадаизм – модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”. Возникновение группы дада ...