Первые русские феминисты и женский вопрос

Другая информация » Первые русские феминисты и женский вопрос

Страница 4

Портреты М.И. Михайлова, признанного после его статей в "Современнике" зачинателем женского вопроса, оставленные в воспоминаниях его близких, противоречивы. Вспоминая свои встречи с ним, Е.А. Штакеншнейдер, участница первых женских объединений и собраний, писала: "Собой Михайлов очень безобразен, редко увидишь такое лицо, как у него, с глазами, еле прорезанными, с густыми черными бровями. К тому же он мал ростом, худенький, черненький, с землистым цветом лица и вообще некрасивыми чертами". Если же судить по мемуарам А.Я. Панаевой, то наружность М.И. Михайлова была очень оригинальной, он обладал веселым и живым характером, и "на него смотрели как на человека, который ни о чем другом и не думает, как о победах над женщинами". Несмотря на обширное литературное наследие, имя Михаилу Илларионовичу Михайлову (1829-1865) составили его статьи "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", "Джон Стюарт Милль об эмансипации женщин", "Женщины в Университете", и "Уважение к женщинам". Интересен для нас Михайлов и тем, что он перевел и опубликовал "Песню о рубашке" Томаса Гуда, ныне включаемую в любую антологию феминистских текстов. В этом стихотворении, вошедшем в Англии в устную традицию, говорится о тяжкой доле женщины-швеи.

Побывав во Франции, Михайлов познакомился с идеологией феминизма и вернулся назад "красным", как говорили тогда. Под влиянием Прудона и д'Эрикур он решил написать цикл статей, знакомящих русского читателя с женским вопросом. Так появилась работа "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", которая далась автору очень нелегко. По словам близко его знавшего Н.В. Шелгунова, Михайлов боялся "переступить границу возможного и дать противникам повод к нежелательным выводам". Феминистские убеждения автора "произвели в русских умах землетрясение . получился общественный энтузиазм, а Михайлов провозглашен творцом женского вопроса".

Сам Н.В. Шелгунов (1824-1891), знаменитый журналист-радикал, также обращался к этой теме. Например, в статьях "Женское безделье" и "Женское бездушие" он высмеивал праздность дам и сентиментальных барышень, "не производящих ровно ничего полезного", и призывал женщин-писательниц заявить о себе и отказаться от "скромного благоприличия" женской литературы. В полемическом задоре спора с Н.Н. Страховым Шелгунов настаивал: "Равноправность, лозунг нового времени, не знает ни различия пола, состояния, сословия . Противники освобождения всегда говорили, что сначала нужно изучить мужика, а потом уже дать ему права. Ту же самую мысль высказывает г. Страхов и в отношении к женщинам" .

Право женщины на личную, духовную и финансовую независимость признавалось "новыми людьми" безоговорочно. На основе этой этики были построены отношения между супругами Шелгуновыми, Чернышевскими и прототипами героев "Что делать?" Боковыми. Когда брак Шелгуновых фактически распался, Людмила Петровна Шелгунова (1832-1901) становится гражданской женой Михайлова, что ничуть не изменило дружеских отношений трех лиц. Они вмести путешествуют, живут одним домом. После ареста друга Шелгунов выходит в отставку, чтобы с бывшей женой и ребенком Михайлова следовать за ним в Забайкалье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Берлинская культурная программа Daad
Был организован в 1923 году как организация содействия обмена с целью повышения образования. DAAD поддерживает культурные обмены между специалистами, учителями и молодыми студентами. Вместе с поддержкой культурных обменов, служба пытаетс ...

Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом ...

Искусство — важнейший вид духовной деятельности
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство — народные песни, танцы, музыка и т. д. и профессиональное искусство — творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического ...