Первые русские феминисты и женский вопрос

Другая информация » Первые русские феминисты и женский вопрос

Страница 3

Воображение обывателя рисовало невероятные картины порока, процветающего в слепцовской коммуне и среди "новых людей". Тут вам и общность жен, и свободная любовь, и отрицание христианского брака, и проповедь социализма. Если студентка - то непременно нигилистка с остриженными волосами, в темных очках и платье, с папиросой, в подражание Жорж Санд.

Неудивительно, что все отличающееся от общепринятого пугало. Сопротивление новому, тем более радикальному, каким виделась эмансипация, вполне объяснимо и не является особенностью только нашей истории. Эмансипированная женщина воспринималась как революционерка, нигилистка, народница. Эмансипация отождествлялась с подпольной активностью и оппозицией. И иногда такая точка зрения была обоснованна. Первые студентки - Н.И. Корсини, М.А. Богданова, Н.П. Суслова - принадлежали к подпольной организации "Земля и воля", как и упоминавшийся уже журналист "Современника" Г.З. Елисеев и публицист Г.Е. Благосветлов, подготовивший к изданию перевод прогремевшего труда Джона Стюарта Милля "О подчинении женщины".

Несмотря на широкий резонанс в пореформенной публицистике, круг авторов, обратившихся с женскому вопросу, был довольно узок и объединял столичных литераторов, зачастую поддерживающих дружеские, профессиональные и семейные отношения. Что побуждало их обратиться к женской проблематике, почему именно этот вопрос вызвал искреннее участие журналистов, поэтов, писателей?

Одно из возможных объяснений можно найти в обстоятельствах личной жизни авторов. За романами, пьесами и статьями об эмансипации женщин стояли живые люди порой с поистине драматическими судьбами. Самоубийства, душевные расстройства, неудачные браки, любовные треугольники, смерть детей . Порой в своем творчестве они искали ответы на мучившие их вопросы, пытались найти решение, выход напряжению собственных судеб. Создавая новую мораль, новые отношения между мужчиной и женщиной, основанные на любви и духовной близости, передовые люди с точки зрения обыденной были глубоко безнравственны.

Общественное мнение настороженно внимало входившему в моду типу "нового человека", "новой женщины". В 1879 году в Одессе вышла в свет брошюра С. Цитовича, где "новая женщина" описывается следующим образом: "По наружному виду какой-то гермафродит, по нутру - подлинная дочь Каина". Фиктивные браки, бегство из семей, учеба за границей, настойчивые требования предоставить право на университетское образование и квалифицированный труд сопровождали пробуждение женского самосознания. Это пугало не одного Цитовича. Когда в Павловском институте узнали, что бывшая воспитанница М.А. Богданова посещает Университет и замешана в "студенческую историю", начальница института собрала воспитанниц и, сказав, что Богданова всем своим поведением позорит институт, приказала стереть с мраморной доски медалисток имя "бунтарки".

Среди тех, кто поддерживал женское движение, были представители разных социальных сил и слоев: дворяне, потомки крепостных крестьян, молодая русская интеллигенция. Михаил Илларионович Михайлов, к которому мы еще вернемся, и доктор медицины Надежда Суслова вели свое происхождение от крестьян, активистка первых дамских объединений М.В. Трубникова была дочерью ссыльного декабриста и француженки, а ее соратница А.П. Философова считалась аристократкой. Но основную массу тех самых первых борцов за права женщин составляли разночинцы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

О семиотическом механизме культуры
Определения термина культура многочисленны и разнообразны. Учёные разных эпох предлагали свои интерпретации значения термина культура. И это не удивительно, каждая исторически данная культура порождает определённую модель культуры. " ...

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались ...

Ткани, цвет, oрнамент
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому со ...