Литература и искусство

Другая информация » Культура Азербайджана » Литература и искусство

Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (Книга моего деда Коркуда, 11 в.), а также поэзия более позднего периода (Гянджеви Низами, ок. 1141–1209; Мухаммеда Физули, 1494–1556) являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов), традиции которой сохранились до настоящего времени.

Письменная азербайджанская литература возникла после окончательного включения страны в состав России в начале 19 в. Ее основоположник Мирза Фатали Ахундов (1812–1878) является также родоначальником азербайджанской драмы, которая получила дальнейшее развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854–1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870–1933). Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») в 1875 начал выпускать Гасанбек Зардаби (1837–1907).

После закрытия в 1877 российскими властями газеты «Экинчи» выходили малотиражные журналы «Зия» («Заря», 1879–1881), «Зия и Кавкасия» («Заря Кавказа», 1881–1884) и литературный журнал «Кешкюль» (1884–1891). С закрытием «Кешкюля», вплоть до революционных событий 1905 в России, прекратился выпуск изданий на азербайджанском языке. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило ок. 60 газет и других периодических изданий (газеты «Хаят» – «Жизнь» и «Иршад» – «Путеводитель», литературный журнал «Фуюзат» – «Благо» и популярный сатирический журнал «Молла Насреддин» и др.).

Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862–1911). Среди видных литераторов этого периода – Джалил Мамедкулизаде (1866–1932), драматург Гусейн Джавид (1884–1941), поэт Мухаммед Хади (1879–1920). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде (1864–1940).

В 1930-е годы в результате сталинских чисток Союз писателей Азербайджана понес значительные потери. Жертвами репрессий стали такие ведущие литераторы, как Гусейн Джавид, Салман Мумтаз, Курбан Мусаев, Таки Шахбази, Али Назим и Микаил Мушфик. Нормой творчества стал социалистический реализм. Политический конформизм привел к общему снижению художественного уровня литературы, хотя в это время продолжали творить такие талантливые писатели, как Самед Вургун (1906–1956), Джафар Джабарлы (1899–1934) и Ильяс Эфендиев (р. 1914). После 1945 существенное место заняло новое литературное направление, развивавшее тему единства советского и иранского Азербайджана. Его наиболее заметными представителями были писатели Мамед Ордубады (1872–1950) и Мирза Ибрагимов (р. 1911), а также поэты Сулейман Рустам (1906–1989) и Бахтияр Вагабзаде (р. 1925).

Другие материалы:

Гегелевский миф времени
Когда я говорил о еще не получившем определения мифологическом как о чем-то существующем только в качестве содержания (сюжета и т.д.) текста вместе с его актуальными и возможными интерпретациями, то упор делал на содержании. Теперь мне хо ...

Гуманизм
Гуманизм — это слово происходит от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литер ...

Королева плакучей ивы и стихов
"В соединении русской женщины с китайской живописью усматриваю великое знамение, возвещающее вызов Западу." Олег Арин, публицист Накануне открытия в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха выставки художницы Ван Люши хоте ...