Александро-Невская лавра

Другая информация » Александро-Невская лавра

Монастырь основан по воле Петра I в память св. Александра Невского в 1710 на берегу Невы. Указом Павла I переименован в лавру.

С устройством каналов ее территория превратилась в т.н. Монастырский остров (между Невой, р.Монастыркой и Обводным каналом). Первоначальные деревянные постройки уже с 1710-е годы заменялись каменными, в величественном комплексе которых доминируют барочные Благовещенская церковь (1717–1722, архитекторы Д.Трезини, Т.Швертфегер) и семинарский корпус с церковью св. Феодора (1740–1750, архитектор П.Трезини), но в первую очередь – классицистический Троицкий собор (1776–1790, архитектор И.Е.Старов). В последнем находится главная святыня лавры – мощи св. Александра Невского, перенесенные сюда из владимирского Рождество-Богородичного монастыря в 1724.

Лавра стала одним из главных центров православного образования и богословской учености. Изначально существовавшая семинария была в 1797 преобразована в Александровскую, а в 1809 – в Санкт-Петербургскую духовную академию. Закрытые после октябрьского переворота, монастырь и академия подверглись обычному для тех лет разорению (была, в частности, изъята пышная серебряная рака Александра Невского (1750–1753), переданная в Эрмитаж). В 1946 в лавре вновь открылась Духовная академия, а в 1995 возобновилась иноческая жизнь.

Большой интерес представляет здешний некрополь, в особенности Старое Лазаревское и Новое Лазаревское (Тихвинское) кладбища (оба – перед входом в монастырь). В лавре похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.В.Суворов, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, М.И.Глинка, П.И.Чайковский и др. Многие надгробия исполнены такими выдающимися мастерами, как И.П.Мартос или М.И.Козловский (поэтому после закрытия монастыря здесь был устроен «Музей городской скульптуры»). Памятником революционного «штурма небес» служит т.н. Коммунистическая площадка – с советскими надгробиями напротив входа в Троицкий собор.

Другие материалы:

Распространение моды
Частые путешествия, развитие торговли, культурные связи между странами способствовали усиленному взаимному влиянию в искусстве, заимствованию внешних форм быта. В сближении форм костюма европейских стран эпохи Возрождения большое значени ...

Программа испытаний творческой направленности по искусству в 2004г
На испытаниях по специализации общая теория искусства абитуриенты проходят собеседование по истории русского и зарубежного искусства. Абитуриент должен продемонстрировать: знание основных видов изобразительного (архитектура, скульптура, ...

Искусство каллиграфии, шамаилы
Татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его изображение и в этом отношении отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Со ...