Символ воинского достоинства и чести

Другая информация » Символ воинского достоинства и чести

Страница 1

Символика наплечных знаков воинского отличия - погон и эполет - уходит в седую старину.

Происхождение погона берет свое начало со времен крестоносцев (первый крестовый поход состоялся в 1096-1099гг.), он представлял собой в ту пору составную часть рыцарских лат предохраняя плечо бойца от сабельного удара. В Англии, например, до середины XIXв. офицеры и рядовые гусарских конных полков имели на плечах разновидность погона, изготовленную из металлической сетки или кольчуги.

Введение погон в русской армии было данью памяти о тех далеких временах, когда древние русские витязи носили наплечники-оплечья (в виде “чашечки”), - защищавшие их от неприятельских мечей. В 1732г. погоны были введены для личного состава полков полевой пехоты*. Они представляли собой шерстяную накладку, нашивавшуюся только на левое плечо кафтана. Каждый такой полк имел свой цвет погона. В практическом смысле погоны были удобны тем, что при ношении ружей “на плечо” предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа и как бы скрепляли собой все детали кожаной и матерчатой амуниции: портупею, перевязь, ранцевые ремни.

В 1741г. военнослужащим гренадерской роты Преображенского лейб-гвардии полка, несшим службу в царском дворе, пожаловали погоны из витого золотого шнура. Носили их на обоих плечах. Они служили украшением мундира, указывая заодно на принадлежность воина к придворной войсковой части.

Эполеты (от французского ераи1еttе -наплечник) как разновидность погон появились во Франции в начале XVIIIв. первоначально в виде пучка разноцветных лент, а затем - узкого расшитого погона с кругом у среза плеча, на котором размещались знаки отличия.

Так как погоны и эполеты XVIII - начала XIXв. еще не всегда определяли воинское звание и служебное положение военнослужащих, в русской армии существовал специальный офицерский знак, учрежденный еще ПетромI. Он имел вид небольшой закругленной серебряной или позолоченной пластинки-щита и с помощью специальной ленты носился на груди. Кроме того, знаками различия, а одновременно и украшением являлись разноцветные широкие полосы из тесьмы, тянувшиеся по диагонали всего мундира, а также разнообразное богатое шитье на воротнике, обшлагах и полах мундира. Эполеты в русской армии введены в 1763г. на одно плечо, а в 1801-1809гг. почти для всех военнослужащих были введены погоны: в пехоте - на оба плеча (сперва красные, затем разных цветов побатальонно), в коннице (кроме гусар) и артиллерии - только на левое плечо (цвета - по полкам). Егерям погоны не были присвоены. Офицерские погоны обшивались золотым или серебряным шнуром**.

В 1807г. для генералов, адмиралов и офицеров армии и флота были введены эполеты на оба плеча, явившиеся наиболее ярким знаком, отличавшим их от остальных военнослужащих. Для нижних чинов цвета погон были установлены по номерам полков в дивизиях: в первых полках - красные; во вторых - белые; в третьих - желтые; в четвертых - темно-зеленые; в пятых - синие. На все погоны были нанесены номера дивизии.

В 1807г. погоны были установлены и для егерей: первым полкам - красные; вторым - синие. Всей артиллерии в 1808г. установили ношение красных погон с номерами бригад на них. В кавалерии погоны на мундирах и шинелях нижних чинов положены были только драгунам и кирасирам, в прочих кавалерийских полках их носили только на шинелях. На мундирах гусары носили шнуры, уланы-эполеты, состоявшие из двух частей: продольной пластинки и круглого наплечника, крепившегося у корня эполета. Сплошные золотые и серебряные эполеты носили лишь генералы и адмиралы. Офицерский состав имел поле эполет приборного сукна или цвета по роду войск.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Ткани, цвет, oрнамент
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии все богини Ол ...

Живопись кватроченте во Флоренции
Мазаччо (Masaccio) (1401-1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от ...

«Тайная вечеря»
«Тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремя ...