Техника и культура средневековья

Другая информация » Техника и культура средневековья

Страница 1

История культуры оказывается непосредственно связанной с процессом, начавшимся в конце первого тысячелетия нашей эры, продолжавшимся до XVI века и получившим название второй промышленной революции.

Духовное брожение и обновление, которое известно под названием Возрождения (Ренессанса) сыграло заметную роль и возродило интерес к античному миру. Первым его признаком явился расцвет искусств после долгих веков средневекового упадка, расцвет, возродивший художественную античную мудрость. В этом смысле Дж. Вазари впервые употребляет слово rinascita, от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги. Еще один признак, способствовавший обновлению – постепенное распространение и усовершенствование техники, которая, с одной стороны, изменяла социальные условия и образ мышления людей, с другой – ставила новые проблемы.

В Италии техническое возрождение началось в результате коллективного стремления к защите и самосохранению в борьбе против вторжений венгров и сарацинов. Укрепленные поселения разрослись, приняв в себя поток сельского населения, которое искало за оборонительными стенами убежища и свободы. Возросла стоимость земель, прилегавших к ним. Это первый признак организации общества. Внутри стен таких первоначальных селений, превратившихся в города, народились средневековые ремесленники, искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а труд приобрел благородную окраску, неизвестную античности.

Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XI веке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменили плечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силу тяги упряжки. Только в этом столетии началось совместное использование нескольких тягловых животных, обеспечившее такое увеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Это позволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга – колесного, более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубже проникающими в почву и лучше ее взрыхляющими.

Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где постоянно пересекаются пути естественнонаучного познания и богопознания. Творческое устремление может включать в себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. Так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в это время тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания.

Алхимия, приобретшая в XIII – XIVвв. двойственный: с одной стороны – рациональный, почти химический, с другой – духовный, «физико-мистический» лик, обязана этой метаморфозе трансформирующим друг друга влияниям технохимии, собственно алхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся еще во времена эллинизма.

Арабская химия – тот видимый источник, из которого черпали европейские алхимики начиная с XII – ХШвв. Алхимические тексты VII – XIвв. до нас не дошли. В контексте католического предания алхимические термины, заимствованные у арабов, вновь обретают черты былой духовности, притягивая многообразные знания, это одно из объяснений возникновения европейской алхимии. Был и иной путь проникновения алхимии в Европу: знакомство с александрийскими текстами, сохранявшимися почти тысячу лет в библиотеках итальянских монастырей.

«Химия» арабов и тексты ранних алхимиков, пришедшие в Европу через Италию, первоначально были восприняты как побудительный импульс к достижению заманчивой цели. Но лишь в собственном опыте европейских алхимиков – рукотворном и умозрительном – они приобрели поучительную наглядность и обрели статус знания.

Индивидуальное, авторское творчество приходит на смену средневековой анонимности. Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово «воспитание» является самым четким аналогом латинского humanitas. Средние века и Новое время находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Появляются новые источники энергии для нужд ремесел и промышленности. В XI веке водяная мельница, которая была известна еще александрийцам в I веке до н.э., широко распространяется на Западе в различных формах в зависимости от местных условий (работающие на силе приливов – в Венеции, наливные – в речных районах). В тот же период получает распространение и ветряная мельница, появившаяся у арабов и пришедшая в Европу через Марокко и Испанию. Водяные и ветряные мельницы, которые уже в первоначальном виде в XI и XII веках обладали мощностью в 40 .60 лошадиных сил, до конца XVIII века определяли характер технических сооружений.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Культура: основные определения и понятия
Культура- исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духо ...

Фонетические и графические средства
Следует различать бессознательно реализуемые особенности речи и сознательный выбор в речи. Например, рассмотренная выше спорадически проявляющаяся южнорусская черта в речи Евгения Киселева (смог, от мочь, произносимое как смо[х]) - это бе ...

Некоторые следы влияния языковых норм в западной цивилизации
Обрисовать в нескольких словах лингвистическую обусловленность некоторых черт нашей собственной культуры труднее, чем культуры хопи, поскольку трудно быть объективным, когда анализируются знакомые, глубоко укоренившиеся в сознании явления ...