Сенсационность

Уже на заре газетной истории многие сообщения были посвящены преступлениям, кровопролитию, насилию, сексу – словом, разного рода сенсациям. Подобные сообщения можно обнаружить даже в древнеримских acta, в первых сборниках новостей и балладах-листовках, а также в первой американской газете «Паблик оккеренсиз». Однако в истории американской журналистики бывали периоды, особенно в пору бурного расширения читательской аудитории и обострения конкурентной борьбы, когда сенсационность играла слишком большую роль в подаче новостей, – отсюда упреки в упадке серьезности и торжестве дурного вкуса. Эра дешевых газет, начавшаяся в 1830–1840-х годах, была одним из таких периодов. Криминальная и скандальная хроника заполонила в те годы газетные полосы. Джеймс Гордон Беннет, любивший углубляться в детали кровавых убийств и распространять сплетни о сексуальных скандалах, в 1840 стал даже мишенью «моральной войны», развязанной против него рядом газет. Тем не менее его «Геральд» стал самой раскупаемой газетой США.

Второй период вспышки сенсационности в американской прессе начался в эпоху «новой журналистики» Джозефа Пулитцера. Пулитцер, основавший в 1878 «Сент-Луис пост-диспетч» («St. Louis Post-Dispatch»), а в 1883 приобретший «Нью-Йорк уорлд» («New York World»), был весьма напористым, требовательным и интеллигентным редактором, который развернул кампании в поддержку рабочих, иммигрантов и бедняков. Он проявил себя и как новатор, в частности в своей воскресной газете, где стали печататься специальные женские и спортивные полосы, а также первые цветные комиксы. Пулитцер понимал, что репортажи о насилии и сексе помогут увеличить тиражи – вот как, к примеру, звучали некоторые заголовки его газет: «Последняя ночь Коннетти», «Любовники малышки Лотты».

Уильям Рэндолф Херст, поклонник таланта Пулитцера, в 1887 взял бразды правления в газете своего отца «Сан-Франциско икзэминер» («San Francisco Examiner»), а в 1895 купил «Нью-Йорк джорнэл». В борьбе за нью-йоркских читателей Херст и Пулитцер снизили цену своих газет до цента, перекупали друг у друга редакторов и репортеров и заполняли полосы своих газет репортажами о кровавых, скабрезных и диковинных происшествиях. Кроме того, Пулитцер и особенно Херст призывали к войне с Испанией из-за Кубы, вынося на первые полосы провокационные, нередко надуманные репортажи под аршинными заголовками. «Как вам нравится война „Джорнэл“?», – вопрошала газета Херста, как только началась испано-американская война 1898. Тиражи некоторых номеров обеих газет иногда достигали 1 млн. экз.

В ходе битвы между Херстом и Пулитцером за права на героя комиксов «Желтый Малыш» («Yellow Kid») родился новый термин для обозначения дешевой сенсационности: «желтая пресса». Это была также эпоха «трюковой» журналистики: в 1889 Пулитцер отправил репортера Элизабет Кокрин, писавшую под псевдонимом Нелли Блай, в кругосветное путешествие, задавшись целью выяснить, можно ли обогнуть земной шар менее чем за 80 дней. Джеймс Гордон Беннет младший, возглавивший «Геральд» после смерти отца в 1872, послал Генри Мортона Стэнли в Африку на поиски Дэвида Ливингстона. Однако это было и время расцвета серьезной журналистики – военных репортажей Стивена Крейна и Ричарда Хардинга Дэвиса (их материалы печатались в «Джорнэл» и «Уорлд») и принципов газетного дела, которые исповедовал издатель Адольф Окс, который в 1896 купил «Нью-Йорк таймс» и придал ей не утраченную до сих пор респектабельность. Другим важнейшим новшеством того периода стало регулярное использование в газетных репортажах фотографий, начало чему было положено в 1897.

Стиль журналистики, внедренный Херстом и Пулитцером, с тем же успехом эксплуатировался в Лондоне Алфредом Хармсуортом, который в 1896 начал издавать «Дейли мейл» («Daily Mail»). В 1903 он создал первую малоформатную газету-«таблоид» (термин позаимствован из фармацевтики) «Дейли миррор» («Daily Mirror»). Когда Джозеф Паттерсон и Роберт Маккормик, владельцы «Чикаго трибюн» («Chicago Tribune»), увидели «Миррор» Хармсуорта, выходившую ежедневно миллионным тиражом, они решили внедрить в США таблоидный тип газеты, и в 1919 в Нью-Йорке появилась «Иллюстрейтед дейли ньюс» («Illustrated Daily News»), ознаменовавшая начало третьего периода в истории американской журналистики. Таблоиды вроде «Дейли ньюс» и ее конкурентов – «Дейли график» («Daily Graphic») Бернарра Макфаддена и херстовской «Дейли миррор» – было удобно читать в вагонах новой городской подземки, и их полосы были заполнены криминальной и скандальной хроникой. В этот же период начали издаваться и другие таблоиды – «Лос-Анджелес ньюс» («Los Angeles News»), «Филадельфия дейли ньюс» («Philadelphia Daily News»), «Детройт дейли» («Detroit Daily») и более серьезная «Чикаго таймс» («Chicago Times»). К 1940 тираж «Нью-Йорк дейли ньюс» («New York Daily News») достиг 2 млн. экз.

Другие материалы:

Фестивали искусств
Главный фестиваль искусств в Австралии устраивается в Аделаиде раз в два года. Ближайший запланирован на март 2000. Аделаидский фестиваль охватывает все виды искусств и литературы и привлекает ведущих международных и австралийских мастеро ...

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужск ...

Проблема альтернативы в русской культуре
К решению данной проблемы можно подходить двумя путями. Один путь - дедуктивный, при котором анализируются аналогичные процессы в других культурах. Так, например, трансформация конфуцианской культуры в Юго- Восточной Азии в неоконфуцианс ...