Литература

Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Однако ей не были известны драма (существовала лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации царя) и эпос (представлен всего одним достаточно примитивным произведением, прославляющим победу Рамсеса II).

Сохранились древнейшие литературные и религиозные памятники эпохи Древнего царства – иероглифические тексты заклинаний и гимнов богам, вырезанные на внутренних стенах пирамид фараонов, – Тексты пирамид. К эпохе Среднего царства относятся магические заклинания, записанные на стенах пирамид и стенках деревянных саркофагов не только фараонов, но и других лиц, – т.н. Тексты саркофагов. Начиная с эпохи Нового царства эти и переработанные заупокойные заклинания записывались на свитках папируса, реже на коже и помещались в гробницы. Собрание всех перечисленных типов заклинаний образует знаменитую Книгу мертвых. Представления о религии в Древнем Египте дополняют немногочисленные сохранившиеся легенды о богах и бесчисленные иероглифические надписи и рельефы на стенах храмов.

Произведения художественной литературы представлены скудно; они состоят из рассказов о приключениях и путешествиях. Поэзия носила в основном религиозный характер, некоторые ее памятники сопоставимы с псалмами Ветхого Завета. Сохранились образцы любовной лирики.

Исторических сочинений египтяне не оставили. Однако подвиги царей и их приношения богам, сооружение храмов и обелисков, пожертвования жречеству и проведение культовых церемоний тщательно фиксировались – иногда на папирусных свитках или пергаменте, но чаще на стенах храмов. К примеру, Тутмос III оставил описание своей военной кампании в Западной Азии, ее отдельные эпизоды воспроизведены на стенах храма в Карнаке, где сохранились до наших дней и стали одним из основных источников сведений о его правлении. Подобные царские надписи являлись образцом для автобиографических текстов, которые высекали в своих усыпальницах представители знати, чтобы поведать миру свои подвиги и засвидетельствовать верность фараону.

Другие материалы:

Культура в философии Бердяева
Для характеристики человека как индивидуального феномена Бердяев использует два термина - индивидуум и личность. Индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду. Индивидуум есть так ...

Даосизм
Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н. э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый ...

Принципы воспроизведения текста документа в публикации
Принципы воспроизведения текста документа в публикации опираются на особенности документа, являющегося материальным продуктом мыслительной и практической деятельности конкретных людей разных исторических эпох. В нем отражаются индивидуаль ...