Письменность

По-видимому, зачатки египетской письменности относятся к герзейскому периоду. Письменность развивалась от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму. Имеются доказательства того, что определенные иероглифы изначально обозначали отдельные звуки. Однако египетское письмо характеризовалось полным отсутствием слоговых знаков, обозначающих сочетание согласного или нескольких согласных с гласным; египетские иероглифы, напротив, соответствуют только согласным или группе согласных, не включают промежуточные гласные и не предусматривают разделение слова на слоги. В нем имеются немногочисленные чисто алфавитные знаки (например, обозначающие единичный согласный), но преобладают те, которые передают сочетание двух или трех согласных. Сочетания последних с помещенным в конце слова знаком-изображением, обладающим скорее служебной функцией, чем собственным значением, и указывающим на конкретное значение слова (т.н. детерминативом), продолжали употребляться до начала христианской эры, когда эта система уступила место коптскому письму.

Иероглифическое письмо было приспособлено для нанесения надписей на каменные памятники. Поскольку камень являлся основным материалом, употреблявшимся при возведении храмов, иероглифика всегда была тесно связана с религией; сам этот термин по-гречески означал «священная скульптура». Тексты светского содержания – деловые бумаги, литературные произведения, научные сочинения, переписка и т.д. – выполнены при помощи модифицированного иератического (скорописного) письма на папирусе. Оно в эпоху XVI династии и позже было еще более модифицировано и упрощено и превратилось в письмо демотическое, настолько отличающееся от своего прообраза – иероглифики, что лишь в редких случаях в нем можно распознать исходные начертания знаков. После обращения египтян в христианство, когда в стране широко распространились греческий язык и греческая письменность, тексты на египетских диалектах того времени стали писать по-коптски, т.е. греческим алфавитом, к которому для обозначения звуков, отсутствующих в греческом, было добавлено несколько демотических знаков.

Большинство египетских письменных текстов наносилось на папирус – материал, изготовленный из одноименного растения, произраставшего в Дельте (оно было там настолько распространено, что превратилось в символ Нижнего Египта, подобно тому, как символом Верхнего Египта стал лотос). Стебли папируса разрезали на продольные полосы, которые разглаживали и раскладывали вплотную одна к другой на ровной поверхности. Таким образом получался нижний слой листа, второй слой составляли более короткие ленты, положенные сверху поперек полосок первого слоя. Слипшиеся между собой слои прессовали и разглаживали, в результате получалась пригодная для письма поверхность. Несколько листов можно было последовательно склеить, и тогда получался свиток. Инструментом для письма служили тростниковые кисточки.

Поскольку папирус материал недолговечный, в отличие от глиняных табличек, применявшихся вавилонянами и их соседями для нанесения клинописи, большинство египетских документов до нас не дошло. Тысячи иероглифических надписей на камне составляют лишь незначительную часть общего числа некогда существовавших текстов.

Однако и то немногое, что случайно уцелело, позволяет воссоздать достаточно полную картину египетской цивилизации – особенно в сочетании с иероглифическими надписями, сохранившимися на каменных памятниках и других найденных при раскопках предметах материальной культуры.

Другие материалы:

Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II
Архитектурное наследие огромный и ценнейший пласт культуры русского зарубежья. Если вспомнить известное выражение И. Грабаря о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа, и что Россия в области искусства по преиму ...

Партийная пресса
В неспокойную послереволюционную пору американские газеты продолжали оставаться ареной яростной критики – на сей раз не британских властей, а своих политических оппонентов. Обе возникшие партии – федералисты и республиканцы – имели свои г ...

Операция "перевода" при изучении истории и литературы
С точки зрения того, что происходит в голове ученика и оказывает решающее влияние на формирование коммуникативных способностей личности, в частности - способностей строить диалог с Другим и с Текстом, наиболее важным является вопрос об ус ...