Культура Древнего Египта

Другая информация » Культура Древнего Египта

Страница 5

Как же возможно было при таком понимании объяснить существование хищников, вредных грызунов и т.д.? Эхнатон в своем гимне .(через 6 веков после Ахтоя III) решает этот вопрос очень просто. Змеи, 1дьвы боятся доброго бога, и только под покровом ночи, когда солнце удаляется, они выходят из своих нор и начинают свирепствовать. Все это происходит вопреки воле доброго бога, в его отсутствие. Вспомним, что и в зороастрийской системе вся враждебная человеку дикая фауна «оказывается под покровительством Аримана. Эти взгляды подрывали, конечно, веру во всемогущество бога-промыслителя и облегчали возникновение начал научного мировоззрения. Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитыми агрономией и медициной, искусством и ремеслом (вазы ремесленников и драгоценности ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на лю6ой из нынешних всемирных выставок). Развитие централизованной бюрократической машины управления, сосредоточение власти и концентрация специализируемого знания в руках касты жрецов тесно рвязано с переходом от охоты и собирательства к земледелию, которое в 400-600 раз продуктивнее охоты. Занятие земледелием требовало предвидения различных явлений природы. Например, земледелие в древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их предвидеть влияла на результаты труда египетского земледельца. Предвидеть разливы и отливы Нила могли только жрецы и этого рода Знание являлось основой их власти над обществом. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформи-дювалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Развитие письменности диктовалось также потребностью фиксировать разливы Нила, так как организация оросительного дела давала возможность получения прибавочного продукта. Письменность нужна была ^ля учета и контроля произведенного продукта, для распределения этого продукта, поэтому видное место занимает фигура писца. М. Ко-ростовцев подчеркивает, что «многие египетские чиновники того времени (Древнего царства. - Б.Л.).были людьми грамотными». Другими словами многие писцы отнюдь не занимали скромного положения в древнеегипетском обществе, а часто были важными сановниками. Иерархическая и бюрократическая машина государственной власти Египта Древнего царства обусловила обширную переписку и сложную систему отчетности. В этом нуждались и крупные хозяйства сановников. О социальной значимости фигуры писца весьма определенно говорится в папирусе Анастаси II: «Будь писцом. Освобожден он от всяких [физических] повинностей, он защищен от работы всякой. Избавлен он от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от [сечения] прутьями, не будешь ты находиться под [началом] многих господ, под [властью] многочисленных начальников. Это он руководит работой всякой в стране этой». Готовились писцы в школах при храмах. Профессия писца была самой привилегированной и исключительной в древнеегипетском обществе. Писец - это мудрец Древнего Египта. Писцы составляли интеллектуальную элиту древнеегипетского общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.

В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как «Дом Жизни», основанный, очевидно, в эпоху первых династий. Он находился возле дворца фараона, имел отделения в каждом значимом храме и выполнял следующие функции.

Во-первых, именно там обрабатывали и редактировали теологические трактаты и все произведения, в большей или меньшей степени касающиеся проблем философии и теории власти. Теология считалась матерью всех знаний и искусств. Одна из задач слушателей «Дома Жизни» - создание гимнов и священных песен, отражающих определенные философские концепции. Там создавалась и дидактическая литература, особенно бурно развивавшаяся в Древнем Египте.

Во-вторых, там систематизировались, хранились и делались доступными так называемые «магические» книги, в содержание которых входили и сведения из медицины, содержащие наряду с магическими заклинаниями и высоко рациональные и экспериментально подтвержденные средства лечения, а также теологические концепции древнеегипетских мыслителей.

В-третьих, в нем вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов и архитекторов. Возводя храм, архитекторы обязаны были сделать его символическим представлением мира, который был извлечен из хаоса и управляем богом. Художники и скульпторы создавали статуи богов и людей в соответствии с культовыми канонами. В соответствующих священных текстах записаны данные богом Тотем принципы художественного творчества. В-четвертых, там занимались также астрономией и математикой, необходимыми для постижения мира, и времяисчислением, чтобы вычислить тщательно пропорции, без которых невозможно возведение памятников, зданий и пирамид.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

От Средневековья до XIX века
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые ...

Театр ХХ века
Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Однако театр успешно выдерживает конкуренцию. Пути развития театра в ХХ столетии были предопределены драматургией Г ...

Амьенский собор
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и ...