Габима

Страница 3

Однако вскоре после премьеры и смерти Е.Б.Вахтангова в театре начался раскол. Из труппы начали уходить ведущие артисты – М.Гнесин (1923), Д.Варди (1923), М.Элиас (1924), М.Галеви (1925), Ш.Авиват (1925). Необходимо было работать, и театр решил вернуться к Вечному жиду – этот спектакль стал первой работой театра после смерти Вахтангова, отразив тягу «Габимы» к монументальному спектаклю. Поскольку нового помещения театр еще не добился, премьера была сыграна на сцене гастролировавшего в то время за рубежом Камерного театра в конструкциях Г.Якулова. Событием спектакль не стал, но критики отмечали возросшее мастерство Н.Цемаха и особенно Х.Ровиной. Вечный жид был сыгран более 300 раз, спектакль увидели Москва и Рига, Вена и Берлин, Париж и Нью-Йорк, Лондон и Тель-Авив. Но театр преследовал рок – 19 мая 1924 умер, едва дожив до 40 лет, В.Мчеделов, ставший после Вахтангова художественным руководителем «Габимы» (см. МЧЕДЕЛОВ, ВАХТАНГ ЛЕВАНОВИЧ). В поисках необходимого для работы нового здания Цемах прошел множество кругов, но лишь поздней осенью 1924 «Габима» получила возможность играть в помещении бывшего Лазаревского института (Армянский переулок, 2) с залом на 400 мест. Здесь 15 марта 1925 состоялась премьера спектакля Голем Г.Лейвика в постановке ученика Вахтангова по Мансуровской студии Бориса Вершилова. Критику насторожил мистический уклон произведения об искусственном человеке, но и тот возможный намек на советскую перековку человеческого сознания, который так не устраивал функционеров в произведениях М.Зощенко, М.Булгакова, Н.Эрдмана и которого у «Габимы» и в помине не было. Спектакль пережил Вторую мировую войну, в последний раз был сыгран в Израиле в 1955 и по количеству представлений из всего репертуара театра уступал лишь Гадибуку.

Следующей премьерой театра стал Сон Иакова Р.Бер-Гофмана (1925), начатый К.С.Станиславским и в связи с его болезнью продолженный Б.М.Сушкевичем. По высказыванию В.В.Иванова, «спектакль прошел при выразительном молчании лучших критических перьев. Ни П.Марков, ни М.Загорский, ни С.Марголин, обычно внимательно следившие за творческими перипетиями «Габимы», на этот раз не высказались». Последней премьерой «Габимы» в Москве стал Гамабул (Потоп) Ю.Бергера (20 декабря 1925), пьеса, за десятилетие до того поставленная Вахтанговым в Первой студии Художественного театра. Режиссер Б.Вершилов заострил библейские мотивы, соединив, по мнению исследователей, вахтанговский гротеск с психологизмом мхатовской школы, однако спектакль получился достаточно скромным по своему резонансу. 18 января 1926 был сыгран прощальный спектакль Гадибук, театр отправился в Ригу, где начинались долгие зарубежные гастроли, из которых «Габима» уже не вернулась. Гастроли были триумфальными, театр был восхищенно принят мировой театральной элитой, среди его поклонников оказались А.Эйнштейн, Г.Крэг, М.Рейнхардт, М.Бубер, Т.Гатри, А.Шницлер, Б.Вальтер, Т.Манн, Ф.Верфель, А.Деблин. Но с началом гастролей обострились противоречия в труппе, многие начали выступать против единоличной власти Н.Цемаха, поводом для раздражения служил и финансовый крах гастролей. В последний раз труппа собралась в полном составе с одном из отелей Нью-Йорка, Цемах предложил разделиться на две части, одна из которых во главе с ним должна была остаться в Америке, другая должна была отправиться в Европу. Театр раскололся, нью-йоркская часть вынуждена была играть на идиш, Цемах с успехом поставил в Сан-Франциско английскую версию Гадибука, но в постановках «американской» «Габимы» (в частности, Принцесса Турандот прибывшего из России режиссера Б.Глаголина) участия не принимал. Другая часть труппы уехала в Берлин, где в 1927 был организован секретариат для сбора денег на поездку в Палестину (куда стремилась уже не вся труппа) и приглашение известных режиссеров для работы над новым репертуаром.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Понятие о праязыке
Уже на первых порах развития сравнительно-исторического языкознания возникла гипотеза о том, что сходство структур родственных языков, совпадения в словаре и грамматике сожно было бы объяснить, приняв мысль о том, что все эти структуры во ...

Идея чистого содержания, мотив и три аспекта интерпретации
Здесь мы подошли к тому моменту, когда надо вернуться к началу нашего рассуждения и спросить себя: чем мы занимались, интерпретируя эти три сюжета с точки зрения знания? Что было объектом нашего исследования? Сюжеты? Но сюжет не дан нам в ...

Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Ле ...