Антонелло да Мессина

Другая информация » Антонелло да Мессина

Страница 2

Если в рассмотренных произведениях отсутствует даже минимальный интерес к проблеме передачи пространства, то другие работы Антонелло в этом отношении намного опережают свое время. В картине Св. Иероним в келье (Лондон, Национальная галерея) изображен святой, читающий за пюпитром. Его отделанный деревом кабинет находится внутри готического зала, задняя стена которого прорезана окнами в двух этажах. Изображение обрамлено аркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусстве стран севернее Альп). Яркий горчичный цвет камня подчеркивает контраст света и тени внутри напоминающего пещеру помещения. Детали – предметы на полках кабинета, птицы на переднем плане, пейзаж вдали – переданы с такой степенью точности, достичь которой можно только при нанесении жидкой масляной краски очень мелкими мазками. Однако главное достоинство живописи Антонелло заключено не столько в деталях, сколько в единстве света и воздушной среды.

В 1475–1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано. Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини.

Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике – масляной живописи, и с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. Мертвое тело Христа удерживают на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями, словно рассекающими воздух. Вновь центральная фигура, данная крупным планом, словно прижата к поверхности картины; этот прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию. В картине Св. Себастьян (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы). Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади. Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Контекстуальность как принцип анализа японской культуры
В то время как остальной мир представляет собой собрание отдельного (современная культурная ситуация симптоматична - многообразие есть - нет единства), отличительной особенностью японской культуры является то, что она проявляет себя прежд ...

Возможность прогноза социокультурной динамики России
В основе смены господствующих нравственных идеалов в стране лежит определенная логика. Ее важным элементом является существование нравственных идеалов в форме дуальных оппозиций, их переходящих друг в друга полюсов. Подобная дуальность -- ...

Петроградские театры миниатюр в годы войны
Количество театров миниатюр за время войны заметно увеличилось. В конце 1914-го начала 1915 годов газетная хроника отмечает всплеск «миниатюромании». Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры к ...