Чайхана, караван-сараи и баня

Другая информация » Культура исламской цивилизации » Чайхана, караван-сараи и баня

В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием . Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.

Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и строительства, в том числе использования местных строительных материалов. В областях древних цивилизаций это был обожжённый кирпич, в горном Дагестане — камень, в Волжской Булгарии — брёвна, в Суданском поясе Африки — глина в сочетании с древесными стволами, на Мальдивских островах — блоки, вырезанные из коралловых рифов, и т. д. После принятия ислама жители этих стран продолжали применять традиционный строительный материал даже для постройки мечетей. Однако со временем по ближневосточному образцу стали изготовлять кирпич.

Города, возникшие в доисламскую эпоху, после завоевания их мусульманами приобрели мусульманские черты: например, «глухие», без окон, стены домов, обращённые на улицу. Однако города Южной Аравии и сама священная Мекка сохранили свою древнюю планировку и архитектуру: в них нет бань и караван-сараев, а здания строили окнами на улицу. Кроме того, некоторые мусульманские города образовались на месте арабских военных лагерей. Другие, преимущественно в арабских странах, были основаны недалеко от шумных и беспокойных столиц и служили летними резиденциями халифов и эмиров. Такова, в частности, Махаса близ Бухары. Позднее эта идея — через Арабскую Испанию — была заимствована европейскими монархами.

Величайшие города исламского мира — столицы халифов Аббасидской династии Багдад и Каир основаны в период расцвета исламской цивилизации. Багдад появился в 762 г. на месте иранского базарного села, а Каир—в 969 г. рядом со старым египетским городом Фустат, бывшим арабским военным лагерем. Позднее рядом с Багдадом построены летние резиденции удивительной красоты: Самарра и Джафария на реке Тигр.

В Тропической Африке и Северной Евразии мусульманские поселения были первыми настоящими городами. Они состояли из резиденции правителя, квартала купцов-мусульман, иногда резиденции царицы — матери царя. В Золотой Орде русские, некоторые крымские и кавказские города сохранили немусульманский характер, но другие — от низовьев Днестра до низовьев Сырдарьи — были типично мусульманскими. Некоторые из них, в том числе Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) в Нижнем Поволжье, строились по среднеазиатскому образцу и строго по плану. И также по плану все города Золотой Орды были уничтожены Тимуром в конце XIV столетия.

Другие материалы:

Архитектура. Жилые дома
Египтяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составля ...

Анализ подтекста как средство выявления образа автора
"Образ автора - это не просто субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотноше ...

Культура Древней Индии
Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних индийцев в самы ...