Тринадцать веков веры

Исламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распространилась на просторы Тропической Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии, Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. В конце XX в. исламская цивилизация продолжает распространяться в Тропической Африке, Восточной Индонезии, на северо-востоке Индии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые возникли во второй половине VII в. Это произошло вскоре после смерти Му-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка. Суннизм (от араб, «сунна» — «обычай», «традиция») считается более традиционным, «правоверным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм более радикален и агрессивен вне религиозной сферы жизни.

Приверженцы каждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались два литературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане).

Главный религиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз в сутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном.

Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие.

Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.

По лунному календарю, когда наступает священный месяц рамадан, мусульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздник Жертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разговения после поста (тюрк. Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год.

Другие материалы:

Парижские отели
После смерти Людовика XIV (в 1715) в период регентства и в годы правления Людовика XV строились небольшие дворцы (отели), не столь пышные и помпезные, как Большой дворец Людовика XIV. В них было множество разнофункциональных помещений, бо ...

Фламандская живопись 17 века
Ван Дейк Антонис Van Dyck Antoon (1599 Антверпен - 1641 Лондон) фламандский художник Художественное образование Ван Дейка: первый антверпенский период. Выходец из буржуазной антверпенской семьи Ван Дейк в возрасте 8 лет потерял мать. В ...

От Средневековья до XIX века
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые ...