Культура Древнего Китая

Страница 3

К IV веку до н.э. буддистская церковь становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея «недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности. Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

Уже в V веке до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I веке н.э. был создан трактат «Математика в десяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III век до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тысячелетии до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 году до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хен создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительных успехов достигла медицина. В I веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Известно, что уже в XV веке до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками. На рубеже нашей эры ими были изобретены тушь и бумага, которую изготавливали из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3000. чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: во II веке число иероглифов составило более 10000, в III веке – более 18000. в это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были созданы и первые словари. При императорских дворцах создавались обширные библиотеки.

К началу I тысячелетия до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV-III века до н.э.). Особенно популярной была поэзия Тао Юань Миня, понятная и близкая простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль

…Я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собирались под единою крышей,

Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,

Чтоб кувшин и струна целый день прибывали со мною,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб ослабив кушак, наслаждаться радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали сроить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Они возводились из различного материала: дерева, кирпича. Железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В IIIвеке до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверх человеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Доолимпийский период
Процесс жизни воспринимается первобытным созданием в беспорядочно нагроможденном виде, окружающее материализуется, одушевляется и населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля с составляющими ее предметами представляется первобыт ...

Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Ле ...

Учение Николло Макиавелли
Он был историком, писателем, общественным и государственным деятелем Флоренции Основная политическая забота Макиавелии определялась плачевным состоянием тогдашней Италии, раздробленной и бессильной перед лицом ее могущественных соседей. ...