Культура Древнего Китая

Страница 1

С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII века н.э.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот период китайцам так же, как и другим народам был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Несколько позже появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, то есть представителем бога на земле.

Очень сильным также был культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были доасизм, учение Конфуция и буддизм. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Даосизм был основан мудрецом Лао-Цзы, который жил в Китае на рубеже VI-Vвеков до н.э. Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Даосизм обращен прежде всего к судьбе человека, к человеческой жизни как таковой. «Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни», - говорит Лао-Цзы.

Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности к единичному и обрести подлинную гармонию бытия, которая не нуждается в искусственных ритуалах. Эта гармония уже содержится в дао. Дао – это путь единой жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде переходящих вещей и состояний. Ради слияния в дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к конечным формам и, в том числе, к собственной индивидуальности. «Естественность» и слияние с великим дао осуществляется через недеяние. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной, нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуацию, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий»

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Тот, кто познал это,Ю неуязвим для любой опасности, ибо она прежде всего поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить свой рог, тигру негде наложить на нем свои лапы, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти».

Такое мироощущение легло в основу искусства Китая и всей Юго-Восточной Азии. Обращаясь к природе человек хотя бы на время вырывался из тисков ритуализированной социальной и семейной жизни. Искусство выражало это чувство в символических формах и делах его фактом культуры.

Во II-III веках н.э. доасизм расщепляется на так называемые неодаосизм (это современный европейский термин) и религиозный доасизм со специфической мистикой и культом. В основу религиозного доасизма легло понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. Здесь тождество с вечным дао все чаще стали интерпретировать как магическое телесное бессмертие; ходили легенды о достигших бессмертия даосских святых и их таинственном, дарующем вечную жизнь элексире. В Китае создают монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразна: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, то есть свободные от «злых духов» места для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела, свадьбы, отправления в дорогу и прочее. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбы живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и прочее.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Гусятников и Орлов
А Гусятников, купчишка, В униформе золотой, Крадётся он исподтишка В круг блестящий и большой. Жихарев про этого Н. М. Гусятникова рассказывает, что он был большой англоман и только и говорил, что про графа Фёд. Гр. Орлова, который, п ...

Живопись первой половины XVIII века
В русской живописи Петровской эпохи наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны. Статичность позы портретируемой модели, плоскостная трактовка формы, интерес к орнаменту давали себя знать в подоб ...

Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Ле ...