Культура Древней Индии

Страница 3

брахманов – родоплеменная аристократия, представители знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством;

кшатрии – военная знать;

вайшьи – часть трудового населения, занимающаяся хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей;

шудры – слуги. Их долей было безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозили экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями, с различным положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.

Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия. Главным принципом этой религии было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни: Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – бог огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка. Всего к высшим ведическим божествам принято относить 33 бога. За богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. Этой открытостью, незавершенностью ведийской мифологии В.Н. Топоров объясняет ее дальнейшее развитие «в направлении создания больших спекулятивных, теологических и натурфилософских концепций». Здесь ставятся вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, то есть выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии (учения о боге), сотериологии (учения о спасении). В данном контексте принципиальным выступает то обстоятельство, что, переходя от единства мира к его многообразию, усматривается единый закон развертывания этого многообразия (одновременно космический, социальный и моральный). Важность этого закона состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к микрокосмосу – где господствует закон воздаяния за доброе и злое – карма, с другой – включает социо-природный порядок в порядок космический. Идея кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары) направляли размышление о жизненном пути в русло самосовершенствования: твое перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. С этим многие современные ученые связывают характерные для всей индийской культуры признание родственности всего живого в природе, неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а внутреннего – самоограничение, самосовершенствование.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Оптина Пустынь
Оптина Пустынь, (Козельская) Введенская Оптина пустынь, мужской монастырь в Калужской области, один из важнейших исторических центров старчества, тесно связанный и с историей русской литературы. Расположен близ Козельска, на берегу р.Жиз ...

Вавилонская культура
Наследнице шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился ...

Мужской костюм
Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную ...