Вавилонская культура

Страница 2

В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много. Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Пороховая башня
Пороховая башня первоначально называлась Смилшу (Песочной) башней, потому что, являясь составной частью крепостной системы, прикрывала вход в Ригу со стороны Большой Песочной дороги. В письменных источниках впервые упоминается в 1330 году ...

Развитие женского костюма в 1915—1925 годах
В напряженной обстановке первой мировой войны общественная значимость женщин резко возрастает. Заменив ушедших на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом— и умственным, и физическим. Равноправие, подтвердившееся не в декларациях ...

От Средневековья до XIX века
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые ...