Греческая культура

Страница 3

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине - самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа - фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

Эфес
Примерно в 80 км к югу от Измира лежат руины древнего города – Эфеса. Это один из самых впечатляющих античных памятников и образец ионической культуры. В эпоху античности Эфес был самым крупным и значительным городом Малой Азии. Здесь жил ...

Зарождение европейской культуры. Миф и ритуал
С античной Греции начинается путь человечества от мифа к логосу. Преодоление мифа и замена его знанием за тысячелетия сформировало новый тип человека, культуры, цивилизации. Именно там около 500 лет до нашей эры, во время, названное К.Ясп ...

Семейные традиции
Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития. К 18 веку большие семьи начали исчезать, наметилась тенденция к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяй ...