Греческая культура

Страница 10

В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другие материалы:

Наука
В стране сложилась разветвленная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включ ...

Скульптура XXVIII века
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших нов ...

Соцально-политическая активность, проблемы языка и культуры
Консолидация более или менее присутствует в непосредственном общении, но ее нет в политике. "Иммигранты вне политики. Даже если следят, то не очень разбираются, у них языковой барьер". Вопрос о каких-либо национальных объединени ...