Школа, наука

Страница 1

В XIX веке в Восточной Армении функционировали школы трех основных типов—церковно-приходские, частные и государственные, а в Западной Армении,—(церковные и частные.)

Число армянских школ было ограниченным, а количество учащихся незначительным. Так, например, во всем Закавказье в 1875 г. действовали 213 армянских школ, в которых обучались около 9600 детей. Почти все школы находились в тяжелом материальном положении, не имели элементарных удобств для учебных занятий. Еще хуже обстояло дело в Западной Армении.

Следует отметить, что большинство армянских школ, будучи начальными, церковно-сриходскими, имели всего несколько классов. Уровень обучения был низок, педагогически методы—отсталыми. Преподавались в основном «закон божий», история и армянский язык.

Однако в XIX веке было создано несколько первоклассных для своего времени учебных заведений. В 1815 г. в Москве был основан Лазаревский институт восточных языков, который вначале был средней школой, но позднее имел также классы высшего образования. В институте обучались многие юноши-армяне, сыгравшие впоследствии крупную роль в развитии армянской культуры. Так, в его стенах учились известные армянские поэты Рафаэл Патканян, Смбат Шахазиз, Геворг Додохян, Иоаннес Иоаннисиан, Ваан Терян, арменоведы Мкртич Эмин, Григор Халатян и другие. Лазаревский институт стал одним из крупнейших востоковедческих центров в России и воспитал многих известных ученых востоковедов.

В 1824 г. в Тифлисе была открыта школа Нерсисян, просуществовавшая около ста лет. Из нее вышли учителя, публицисты, деятели печати, культуры и т. д. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян и Степанос Назарян. Школа Нерсисян сыграла большую роль в развитии просвещения и образования восточных армян.

Спустя некоторое время были основаны первые школы в центре Восточной Армении Ереване—уездное училище (в 1832 г.) и епархиальная школа (в 1837 г.). В тот же период открылись школа Мурадян в городе Падуе (в 1834 г.) и школа Рафаэлян в Венеции в 1836 г. (впоследствии эти две школы объединились), семинария в Константинополе в 1838 г. и т.' д.

Во второй половине XIX века были созданы новые армянские школы, среди которых выделялась основанная в 1874 г. в Эчмиадзине семинария Геворгян, давшая многочисленных учителей и деятелей культуры. Открылись также женские щколы.

Школьная сеть, однако, не получила широкого развития а во второй половине века. Царское правительство ограничивало число армянских школ и всячески стремилось свести на нет их значение. Особенно усилились репрессии в 1880-х гг., когда царские власти закрыли многие армянские школы.

Весьма тяжелым было положение в Западной Армении. В Османской империи, где господствовал жестокий султанский режим и проводилась политика грубого национального гнета, погромов и резни, школьное дело, конечно, не могло развиваться.

Армянская научная мысль XIX века развивалась преимущественно в области истории Армении, армянского языка и литературы. Среди ученых первой половины века своими научными трудами и исследованиями особенно выделялись члены Венецианской конгрегации мхитаристов—историк и географ Гукас Инчичян (1758—1833) и лингвист Мкртич Авгерян (1762—1854). Последний вместе с двумя другими авторами (Г. Аветикяном и X. Сюрмеляном) издал в 1836— 1837 гг. в Венеции двухтомный словарь армянского языка, не утративший своего научного значения до настоящего времени.

Во второй половине XIX века развернулась научная деятельность крупных арменоведов Г. Алишана, М. Эмина, К. Патканяна.

Гевонд Алишан (1820—1901) известен не только как поэт, но и как крупный ученый-филолог. Ему принадлежат многочисленные труды по географии и истории Армении, по истории армянской культуры, из которых особенно известны работы «Сисуан», «Айрарат», и «Сисакан».

Мкртич Эмин (1815—,1890) занимался вопросами армянской мифологии, археологии, истории, литературы и эпоса, перевел и издал на русском языке ряд трудов древнеармян-ских историков. Он был почетным членом археологического и востоковедческого обществ России.

Керовбе Патканян (1833—1889) издал ценные труды по истории и литературе армянского народа, а также по вопросам истории Востока. Он преподавал на восточном факультете Петербургского университета, был избран членом корреспондентом Российской Академии наук.

Значительный вклад внесли в арменоведение историки М. Гарагашян (1818—1903), И. Гатрчян (1820—1882), археолог А. Ерицян (1841 —1902), лингвист А. Айтинян (1825— 1902) и другие.

В области естественных наук следует отметить известного геолога и химика Андреаса Арцруни (1847—11898). Обучался он в Петербургском, Дерптском и Гейдельбергском университетах. В 1870-х гг. работал в Тифлисе, затем в Германии (в Берлинском университете, Аахен-ском политехническом институте). Занимался в основном вопросами геологии Кавказа и Урала, (руководил двумя научными; геологическими экспедициями в-Армении (в 1872—1875 и 1892 гг.). Написал ряд трудов по геологии. и минералогии, по вопросам химических свойств кристаллов. В 1895 г. Арцруни был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Искусство как эстетическое явление
Человечество живет по "законам красоты". Так полагали мыслители самых разных теоретических направлений. Эстетическое бытие человека разнообразно. Красив пейзаж, красива фигура человека, красиво его жилище (в идеале). Художествен ...

Женский костюм
Флорентийская женская одежда XV в. имела мягкие, подчеркивающие фигуру линии, естественные пропорции или некоторое повышение линии талии спереди, воронкообразную юбку, мягко и плавно расширяющуюся от талии к бедрам и низу. По крою котт— о ...

Тоталитаризм и контроль прессы
После хаоса и революций, сопровождавших великие потрясения Первой мировой войны, правительства самой различной политической окраски, предприняв попытки полностью подчинить себе или уничтожить независимые газеты, тем самым косвенно признал ...