Печать, публицистика

Страница 1

Первое армянское периодическое издание—еженедельный журнал «Аздарар» («Вестник»)—выходил в свет в 1794—1796 гг. в армянской общине индийского города Мадраса.

Его редактором был патриот и просветитель Арутюн Шмафонян. В «Аздараре» помещались торговые, экономические К политические новости, материалы по вопросам армянской истории, публицистические статьи и т. д. Главной задачей еженедельника было распространение патриотических идей среди народа.

В первой половине XIX века выходило до 30 периодических изданий; из них шесть в Константинополе, пять в Венеции, три в Тифлисе. Однако эти небольшие газеты и журналы не имели широкого распространения и просуществовали недолго. Наиболее значительными из них были «Арша-луйс Араратян», «Базмавеп» и «Азгасер».

Газета «Аршалуйс Араратян» («Заря Араратская») была основана в 1840 г. в городе Смирне (Измире). На ее страницах печатались материалы о политической и экономической жизни разных стран, об Армении, ее культуре и т. д. Газета распространялась не только в Западной Армении, но и среди кавказских армян.

В 1843 г. в Венеции начал издаваться журнал «Базмавеп» («Полигистор»), освещавший преимущественно армянскую историю и литературу. На страницах журнала публиковались также переводы из французских, английских и русских писателей, сведения об экономической, политической, научной жизни европейских стран и др. «Базмавеп» выпускается и в настоящее время.

В 1845—1848 гг. в индийском городе Калькутте выходила под редакцией известного писателя Месропа Тагиадяна еженедельная газета «Азгасер» («Патриот»). В ней печатались статьи патриотического и просветительского характера, сообщения об армянской культуре, разные новости и т. д.

Первым периодическим изданием кавказских армян была еженедельная газета «Кавказ», издававшаяся в 1846— 1847 гг. в Тбилиси. Там же в 1850—1851 гг. выпускалась газета «Арарат», имевшая более богатое содержание.

Одним из крупнейших и наиболее известных периодических изданий XIX века стал журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»), выходивший в 1858—1864 гг. в Москве. Журнал развернул смелую борьбу против реакционных сил и их идеологии. Он призывал отказаться от грабара и писать на понятном народу литературном языке—ашхарабаре, провести преобразования во всех областях общественной жизни и культуры, распространять просвещение, следовать примеру передовых европейских стран. Будучи главным органом просветительского движения того .времени, «Юсисапайл» сыграл громадную прогрессивную роль в развитии армянской общественной жизни, мысли и культуры.

Известным западноармянским периодическим изданием была газета «Мегу» («Пчела»), основанная в 1856 г. в Константинополе. В течение ряда лет ее редактором был соратник Микаэла Налбандяна «Арутюн Свачян (1831—1874). Будучи последовательным демократом и сторонникам национально-освободительного движения, он на страницах газеты вел смелую и энергичную борьбу против реакционных клерикалов и богачей-амираев. «Мегу» стала органом западно армянской демократии, защитнице и выразительницей интересов западноармянских трудящихся.

Редактор газеты считал, что только Россия может оказать реальную помощь западным армянам. «Мшак» оказал большое влияние «а патриотическую молодежь своего времени

Газета «Мегу Айастани» («Пчела Армении», Тифлис, 1858—1886) стояла на консервативных позициях и выступала против «Мшака», вследствие чего между ними велась острая и длительная борьба.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Новое время: Фауст
В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму б ...

Традиционные особенности
Здесь я остановилась на особенностях которые показались мне наиболее интересными и своеобразными, которые еще можно встретить в той или иной местности и которые подробно исследуются и описываются фольклористами,позволяя нам хоть чуть-чуть ...

Джордано Бруно
Впечатляющие глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно. За свои философские убеждения Бруно был сожжен на костре римской инквизицией. Раскаяние спасло бы ему ...