Литература, искусство

Страница 2

Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью установил' политические связи с известными русскими революционерами Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его». Налбандян,—писал Огарев,—«золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».

За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской губернии.

В 1840—1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820—1901)—одного из основоположников новой, патриотической армянской поэзии.

В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт Смбат Шахазиз (1840—1907) и известный за-дадноармянский поэт Мкртич Пешикташлян (1828—1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил замечательный лирик Петрос Дурян (1852—1872), один из ярких представителей армянской литературы XIX столетия.

Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием боевого патриотизма и национально-освободительного движения, в литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление.

И следовал ответ:

«Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать, Тот вправе молчать!».

(Перевод Валерия Брюсова)

О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в глубину любви Патканяна .»

Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835—1888) —один из крупнейших мастеров армянской художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также повести, рассказы, стихотворения и статьи.

Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман «Самвел»— одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского национально-освободительного движения против турецкого деспотизма.

В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и свойственные им общественные и бытовые явления.

Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия, основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян (1825—.1912).

Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва», «Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо», написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом глубоко реалистическом произведении изображается действительность того времени—жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра.

Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников, бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная идея его творчества—стремление к социальной справедливости.

В этот период получила развитие также сатира, блестящим представителем которой является Акоп Паронян (1843— 1891). Им созданы многочисленные произведения: «Национальные столпы», «Высокочтимые попрошайки», «Багдасар-ахпар». «Восточный дантист», «Жертвы деликатности» и многие другие произведения, в том числе статьи, очерки, фельетоны и пародии.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствоват ...

Конструктивное решение костюма
Начавшееся в XIX в. развитие массового производства одежды обусловило развитие техники конструирования одежды. Сложная и трудоемкая индивидуальная подгонка изделий по фигуре начинает постепенно вытесняться более или менее обобщенными выкр ...

Поздние скульптуры. Поэзия
Драматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: "Пьета с Никодимом" (ок. 1547-55, собор Флоренции) и "Пьета Ронданини" (неоконченная группа, ок. 1555-6 ...