Литература, искусство

Страница 1

В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям.

С 1820—1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям—романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык—ашхарабар, формируется новая армянская литература.

Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну (1796—1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну (1803—1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян.

Хачатур Абовян (1809—1848) родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветительско-демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой. Абовян — автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и публицистических статей.

Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов.

Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности.

Период 1850—1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления; среди них особенно прославился писатель, революционер-демократ Микаэл Налбандян.

Лучшие его стихотворения—«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской девушки»—написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял:

«Свобода!»—восклицаю я.

Пусть гром над головою грянет,

Огня, железа не страшусь,

Пусть враг меня смертельно ранит,

Пусть казнью, виселицей пусть,

Столбом позорным кончу годы,

Не перестану петь, взывать

И повторять: «Свобода!».

(Перевод В. Звягинцевой),Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому, угнетенному народу, В 1861 г. он писал: Мы добровольно посвятили себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего и себя мы не посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами золота,, особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными людьми . вот этот армянин по всей справедливости привлекает наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина—вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и освятить своею кровью прославляемую нами свободу.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Газеты и американская революция
Основным ограничением свободы печати в Англии 18 – середины 19 вв. был гербовый сбор, из-за которого цена на газеты возросла настолько, что малообеспеченные слои населения не могли их покупать. Закон о гербовом сборе, принятый английским ...

Шумеро-аккадская культура
Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Как писал С.Н.Крамер, «история начинается в Шумере». Именно в Шумере на смену первобытной ...

Арабский халифат
Во второй четверти VII века происходят события, значительно повлиявшие на дальнейший ход истории. В эти годы, когда государство Сасанидов потеряло былую мощь, начинаются завоевания арабов. Проиграна битва при Кадисии (636 г.) и решающий б ...