Армянские просветители XVIII века

Другая информация » Культура в XV-XVIII веках » Армянские просветители XVIII века

Страница 2

Вместе с Иосифом Эмином и Мовсесом Баграмяном передовые демократические идеи пропагандировал другой видный представитель армянского просветительского движения XVIII в.—Шаамир Шаамирян. В его известной книге «Западня честолюбия» выдвигаются антифеодальные, буржуазно-прогрессивные, демократические идеи. Этот труд представляет собой подробно разработанный проект конституции для будущего армянского государства.

Люди, пишет Шаамирян во введении книги, рождаются свободными и равными—следовательно, они должны жить свободными и равными. Никто не имеет права применять насилие и властвовать над другим. «Даже среди животных нет ни одного, которое бы единолично и самовластно повелевало ими; следовательно, сколь постыдно для нашего разума быть покорным одному человеку, который обладает нашим подобием и естеством, но становится самовольным повелителем нашим». Монарх, продолжает Шаамирян, руководствуется не справедливыми и мудрыми законами, а прихотями и своеволием.

Решительно отвергая монархический строй, Шаамирян считал, что необходимо создать «народовластие»: страной должен управлять парламент («Дом армянский»), где будут представлены все слои народа. Выборы должны быть равными и всеобщими; обеспечиваются свобода личности, отменяются всякие сословные привилегии, все равны перед законом. Все должности выборные. Церковь должна отделиться от государства.

Шаамирян придавал большое значение народному просвещению. Он считал необходимым введение обязательного обучения. Во всех селах и городах должны быть основаны школы, в которых будут получать образование все мальчики и девочки. Государство должно всячески покровительствовать науке и искусству.

Шаамир Шаамирян решительно выступал против феодальных порядков и, в частности, против крепостничества. Крепостное право должно быть уничтожено. В одном из своих писем к грузинскому царю Ираклию II он рекомендовал ему ликвидировать крепостничество и обуздать самовластных феодалов.

При участии и под руководством Эмина, Шаамиряна и Баграмяна вышел в свет ряд других книг, пропагандирующих передовые взгляды того времени. Следует заметить, что на армянских просветителей большое влияние оказали европейские просветители XVIII века.

Армянская просветительская, по существу буржуазно-антифеодальная идеология второй половины XVIII века, наложила свой отпечаток на последующий ход развития армянской общественной мысли и культуры.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Культура Древней Индии
Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних индийцев в самы ...

Загадки календаря Майа
Снова мы возвращаемся к календарю, который остается одной из загадок цивилизации майя. Одни ученые считают, что этот народ, который вел точнейшие астрономические наблюдения и оперировал самыми сложными математическими выкладками, что гово ...

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужск ...