Армянские просветители XVIII века

Другая информация » Культура в XV-XVIII веках » Армянские просветители XVIII века

Страница 1

Во второй половине XVIII века возникла и сформировалась армянская просветительская, буржуазно-антифеодальная идеология, проникнутая глубоким патриотизмом. В силу ряда исторических обстоятельств, центрами нового течения стали армянские общины индийских городов Мадраса и Калькутты, где начали свою деятельность армянские просветители.

Армянские просветители выступали против феодальных порядков, против отсталости и невежества, развернули широкую деятельность по распространению просвещения среди народа, призывали воспитывать молодежь в патриотическом духе, бороться за освобождение родины от иноземных поработителей и т. п.

Одним из первых армянских просветителей XVIII века-был выдающийся деятель армянского освободительного движения Иосиф Эмин (1726—1809). Учился он в Индии (в англ, школе Калькутты), а затем в Англии. Стремясь при помощи России освободить Армению от персидских и турецких захватчиков, Эмин одновременно старался распространять новые, передовые идеи среди армянского народа. Будучи в 1760—1768 гг. в Армении, России и Закавказье, он использовал любой повод, чтобы убедить своих соотечественников в необходимости отвергнуть проповеди невежественных церковников, насаждавших покорность и раболепие, и бороться за освобождение и независимость родины, следовать примеру развитых европейских стран. Человеку не подобает мириться с деспотическим режимом, с угнетением, он должен жить в свободном обществе. Одновременно И. Эмин резко критиковал армянских богачей и реакционное духовенство, которые равнодушно относились к судьбам родины. Автобиография Эмина, вышедшая в свет в Лондоне в 1792 г., содержит интересные материалы о его жизни и богатой деятельности, о его передовых идеях.

Другим видным просветителем был Мовсес Баграмян— педагог, публицист, последователь идей И. Эмина. В 1773 г. в Мадрасе вышла в свет его «Новая книга, называемая увещевание». Эта книга открыла новую страницу в истории развития армянской общественно-политической мысли. В ней подробно повествуется об историческом прошлом Армении, со скорбью говорится о тяжелом положении армянского народа, стонущего под игом чужеземных захватчиков. Страна обратилась в развалины, народ пребывает в трауре, повсюду текут слезы, притеснения и произвол захватчиков не имеют границ.

Где же выход? Баграмян призывает восстать и силой оружия обрести свободу и политическую независимость. Нашей целью, говорит он, должно быть восстановление армянского государства и создание свободной Матери-Армении, где объединятся все рассеявшиеся по свету скитальцы-соотечественники. Для достижения этой цели не следует останавливаться ни перед какими жертвами. Мы должны, писал Баграмян, восстановить границы своей родины, не затрагивая интересов других народов. «Нет, мы не желаем ничего иного, кроме как получить лишь наше собственное и законное наследие, потерянное нами по неорганизованности и нерадивости. То, что потеряно нами по невежеству, мы обязаны получить обратно мудростью и храбростью». Надо сделать все возможное, чтобы народ жил свободным и независимым.

Призывающий к освободительной борьбе публицист свою главную надежду возлагает на молодежь и на ее активную политическую деятельность. Необходимо открыть школы, распространять образование. Учеба, просвещение играют решающую роль в освобождении и возрождении народа.

Одну из главных причин падения армянского государства Балрамян видит в монархической форме правления. Армянские цари были деспотами, пользовались неограниченной властью, вследствие чего страну постигло много несчастий. Государство может быть здоровым и сильным лишь в том случае, если будет упра-.влятъся не отдельными личностями—монархами, а правительством, состоящим из представителей народа. Таким образом, в 70-х гг. XVIII в., когда в Армении, на Ближнем Востоке и во многих других странах господствовали военно-феодальные деспотические режимы, Баграмян смело выступал против самодержавного строя.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Операция "перевода" при изучении истории и литературы
С точки зрения того, что происходит в голове ученика и оказывает решающее влияние на формирование коммуникативных способностей личности, в частности - способностей строить диалог с Другим и с Текстом, наиболее важным является вопрос об ус ...

Даосизм
Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н. э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый ...

Мужской костюм
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее. Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художес ...