Литература, искусство

Другая информация » Культура в XV-XVIII веках » Литература, искусство

Видный поэт XV в. Мкртич Нагаш живым и абфазным языком писал стихи на любовные, философские и социальные темы; делал широкие художественные обобщения, восхваляя все хорошее, доброе, благородное, что он видел в обществе и порицая все порочное. Поэт осуждает алчность, мстительность, корыстолюбие. Его стихи, посвященные ар-мянам-акитальцам, вынужденно покинувшим родину, отличаются большой эмоциональностью.

Крупный представитель армянской светской лирической поэзии XVI в. католикос Григорис Ахтамарци, несмотря на свое религиозное мировоззрение, писал стихи о весне, любви, красоте, мирских радостях, а также на философские и патриотические темы. Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением.

Наапет Кучак жил и творил в XVI в.; один ив выдающихся средневековых армянских поэтов. Его стихотворения,— особенно любовные, представляют жемчужины армянской лирики, они несут высокие гуманистические идеи того времени. Кучак бичевал феодальную эксплуатацию и мракобесие, восхвалял труд, знание и справедливость.

В XVII в. на литературном поприще появился одаренный поэт Нагаш Овнатан, который был также певцом и художником. Он оставил около 80 стихотворений любовного, философско-назидательного и сатирического содержания. В своих стихах Овнатан высмеивал алчность, невежество, хищничество.

В XVIII в. творил великий поэт-ашуг Саят-Нова—Арутюн Саядян (1712—1795)—певец дружбы народов Закавказья. Подростком Арутюн поступил в Тбилиси на служ:бу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия в качестве придворного певца. Но здесь обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями, что и стало причиной его отдаления от двора. Саят-Нова уходит в народ, сочиняет стихи, близкие народу, поет задушевные любовные песни. В конце жизни он становится монахом Ахпатского монастыря. Предполагают, что поэт был убит в Тбилиси во время нашествия Ага Мухаммед-хана в 1795 г.

Саят-Нова писал и пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках. В его замечательных стихах нашли выражение идеи дружбы и братства народов. Он великолепно владел тонкостями гусанского искусства, у него яркий, образный язык. По своим общественным взглядам Саят-Нова был гуманистом критиковал мрачную феодальную действительность.

В XV—XVIII вв. некоторый подъем переживает армянская миниатюра. Продолжает развиваться искусство иллюстрирования рукописей. В XVII в. возникла живописна» школа Нор-Джуги, представители которой обогатили традиции армянской оригинальной миниатюры мотивами иранской и европейской живописи. Видными художниками этой, школы были Акоп Джугаеци, Нагаш Овнатан, Акопджан и другие.

Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском соборе. В Исфахане Минас расписал несколько ханских дворцов и церковь Шахриманянов.

Выдающимся художником был Богдан Салтанов, одно из произведений которого—медное блюдо с выгравированной на нем «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи—было послано в 1660 году в дар русскому царю Алексею Михайловичу. При дворе это произведение получило столь высокую оценку, что автор его был приглашен из Персии в Москву. .В русской столице Салтанов развернул большую творческую работу, создав множество высокохудожественных произведений.

Другие материалы:

Актерское искусство
Актерское искусство в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество. Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического иску ...

Метод глоттохронологии
Каким же путем можно установить родство языков и создать на этой основе их точную генеалогическую классификацию? В случаях 1-3 по шкале С.Е. Яхонтова факт родства сравниваемых языков лежит на поверхности. Близость таких языков, как, напри ...

Эстетический идеал красоты
Впервые в истории человечества в основе эстетическoгo идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: ...