Литература, искусство

Другая информация » Культура в XV-XVIII веках » Литература, искусство

Видный поэт XV в. Мкртич Нагаш живым и абфазным языком писал стихи на любовные, философские и социальные темы; делал широкие художественные обобщения, восхваляя все хорошее, доброе, благородное, что он видел в обществе и порицая все порочное. Поэт осуждает алчность, мстительность, корыстолюбие. Его стихи, посвященные ар-мянам-акитальцам, вынужденно покинувшим родину, отличаются большой эмоциональностью.

Крупный представитель армянской светской лирической поэзии XVI в. католикос Григорис Ахтамарци, несмотря на свое религиозное мировоззрение, писал стихи о весне, любви, красоте, мирских радостях, а также на философские и патриотические темы. Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением.

Наапет Кучак жил и творил в XVI в.; один ив выдающихся средневековых армянских поэтов. Его стихотворения,— особенно любовные, представляют жемчужины армянской лирики, они несут высокие гуманистические идеи того времени. Кучак бичевал феодальную эксплуатацию и мракобесие, восхвалял труд, знание и справедливость.

В XVII в. на литературном поприще появился одаренный поэт Нагаш Овнатан, который был также певцом и художником. Он оставил около 80 стихотворений любовного, философско-назидательного и сатирического содержания. В своих стихах Овнатан высмеивал алчность, невежество, хищничество.

В XVIII в. творил великий поэт-ашуг Саят-Нова—Арутюн Саядян (1712—1795)—певец дружбы народов Закавказья. Подростком Арутюн поступил в Тбилиси на служ:бу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия в качестве придворного певца. Но здесь обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями, что и стало причиной его отдаления от двора. Саят-Нова уходит в народ, сочиняет стихи, близкие народу, поет задушевные любовные песни. В конце жизни он становится монахом Ахпатского монастыря. Предполагают, что поэт был убит в Тбилиси во время нашествия Ага Мухаммед-хана в 1795 г.

Саят-Нова писал и пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках. В его замечательных стихах нашли выражение идеи дружбы и братства народов. Он великолепно владел тонкостями гусанского искусства, у него яркий, образный язык. По своим общественным взглядам Саят-Нова был гуманистом критиковал мрачную феодальную действительность.

В XV—XVIII вв. некоторый подъем переживает армянская миниатюра. Продолжает развиваться искусство иллюстрирования рукописей. В XVII в. возникла живописна» школа Нор-Джуги, представители которой обогатили традиции армянской оригинальной миниатюры мотивами иранской и европейской живописи. Видными художниками этой, школы были Акоп Джугаеци, Нагаш Овнатан, Акопджан и другие.

Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском соборе. В Исфахане Минас расписал несколько ханских дворцов и церковь Шахриманянов.

Выдающимся художником был Богдан Салтанов, одно из произведений которого—медное блюдо с выгравированной на нем «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи—было послано в 1660 году в дар русскому царю Алексею Михайловичу. При дворе это произведение получило столь высокую оценку, что автор его был приглашен из Персии в Москву. .В русской столице Салтанов развернул большую творческую работу, создав множество высокохудожественных произведений.

Другие материалы:

Мужской костюм
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища ...

Жерико
Жерико, Жан Луи Андре Теодор (Gеricault, Jean Louis Andrе Thеodore) (1791–1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане. Учился в Париже у К.Верне и Дж.Б.П.Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех п ...

Высокая комедия
Помимо предисловия, текст пьесы предваряют три прошения к королю. Они были отправлены в разное время с просьбой защитить автора, посягнувшего "на несомненно один из самых распространённых, невыносимых и опасных пороков" века. Та ...