Тенденции развития искусства

Другая информация » Эпоха просвещения » Тенденции развития искусства

Страница 2

В русле классицизма, что поднялся в революционную эпоху и имел огромные возможности идейных и художественных обобщений, развивалось творчество Моцарта, которая глубже отображала жизненные противоречия. Их основное содержание – человеческая драма, столкновение сильных характеров, раскрытие психологии борьбы ради утверждения гуманистического идеала. Моцарт всегда воспевает красоту жизни и наличие в трагическом видит поэзию, ища равновесие между верованиями пристрастий и гармонией мира.

Вся художественная жизнь Европы периода Просвещения развивалась под сильным влиянием его идей, которые зародились в Англии, окончательно выкристаллизовались, сформировалась как идейное движение во Франции. С упадком абсолютной монархии в искусстве начинается поиск той эстетической сущности, которая б адекватно отражала процессы, которые происходили в обществе. Лидером в этом становится Франция, которая на протяжении десятилетий сохраняет высокое звание культурного центра Западной Европы и законодателя художественных нововведений. По этому анализ искусства эпохи Просвещения есть прежде всего рассмотрением французского художественного наследия – яркой, сложной и самобытной. В ней получили развитие все те процессы, которые характеризовали вступление европейских стран в новую эпоху.

Основой на котором позже всходят побеги Просвещения, было искусство рококо (франц. rococo, от rocaille – декор, мотив в виде черепашки), подчеркнут светский характер которого стал победоносным аргументом в борьбе с религиозным искусством. Более камерное и интимное, искреннее связанное с бытом человека, оно изменило барокко, совпало с чувством шаткости существования, тревоги за будущее, предсказанием тяжелых, грозных времен, желанием успеть взять все от жизни, которые охватили общество в первые десятилетия XVIII столетия.

Последующая природа этого своеобразного стиля проявилась в живописи Жана-Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жанна-Оноре Фрагонара.

В поисках идеала человека, который отвечал бы новым реалиям эпохи, происходит активное обращение к таким понятиям, как духовная природа, совершенство, красота. В одну концепцию их объединил немецкий историк искусства Винкельман, яркий представитель эстетики Просвещения.

Изменение акцентов происходит в трагедии. Содержание, только формально сориентированный на авторитет Буало и художественные образцы Корнеля и Расина, под влиянием творчества Вольтера начинает разворачиватся не в идеализированном, а в реальном обществе, где составные – реальные личности. Истинно новаторской на кануне революции становится драма, которая делает своим героем простого человека, избавляя ее такой привычной для всех немоты.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Однако, общая позиция представителей различных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методологии рационализма наряду с вычленением общих положений необходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Мир предстает в рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию.

Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к антикварному наследию, и не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему не переходящую ценность.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом ...

Гентский алтарь
Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи - Гентский алтарь - находится в соборе св. Бавона в Генте. Его размер - 3,6?4,5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж, переезд ...

Стереотипы – прецедентные феномены, фоновые знания
Непременным условием общения является не только владение общим языком, но и наличие определенных накопленных до него знаний. Для общения необходимо, чтобы его участники имели определенную общность социальной истории, которая находит свое ...