Тенденции развития искусства

Другая информация » Эпоха просвещения » Тенденции развития искусства

Страница 1

Искусство революционной поры, яркая страница художественной культуры, логически вписалось в художественный контекст Просвещения, с которым генетически связано основными своими идеями. В его эстетических потребностях и критериях полно и разносторонне отображены антифеодальный пафос Просвещения, его философские, социальные и моральные засады, своеобразное понимание «природного человека», природы, ума. На вере в общечеловеческое единство, общность кардинальных заданий, возможность быть «гражданином мира» основывалось искусство.

Вместе с тем просветительское движение неоднородное, в середине него кипели страсти, продолжалась борьба между разными течениями. Богоборство Вольтера, которое осуждал Галлер, было вполне осмыслено сравнительно с радикализмом Руссо, который в свою очередь отступал перед смелой позицией Мелье, Морелли, Мабли, Дюлорана. Своеобразный отклик эти процессы получили в просветительской эстетике: в спорах апологетов классицизма с его принципиальными противниками, Руссо – с энциклопедистами, Гердера – с Кантом. К тому же взгляды на искусство изменялись даже в пределах одной творческой биографии, как это случилось с Гетте и Шиллером, которые перешли с позиции «Бури и давления » на платформу веймарского классицизма.

Чувствительной к изменениям оказалась музыка, освоив драматизм тематики, бурные страсти, драматические развития мысли, резкие контрасты. В результате рождаются большие циклические формы, оперы, оратории. Параллельно происходят процессы замены придворной «серьезной оперы» бытовой комической, которая выражает демократические идеалы широких масс; в вокальное и инструментальное творчество проникает народная песня, массовые жанры активно влияют на симфонические и оперные творения.

Творческая индивидуальность большинства мастеров того времени складывалось в недрах барокко. Барочными были образы коллизии опер Генделя, его инструментальная музыка, но мощность фантазии, сила чувств, зримость образов в сочетании с эпической величиной и героическим оптимизмом зрелого этапа его творчества преодолели границы концепции барокко. Работая в Англии, немецкий органист и композитор оказался в той революционной атмосфере, героическое напряжение которой вдохновляло на поиск соответственных сюжетов. Их источником для Генделя стала Библия, сюжеты которой определили около тридцати его монументальных ораторий.

Барокко, драматический, контрастный, психологически-острый стиль, углубляет, развивает и перерабатывает Бах, изменяя тематику, трактовку форм, средства музыкального выражения. Он практически создает собственный стиль, не похожий на пышную, тяжелую манеру старых мастеров, возносится к вершинам искусства полифонии, наполняя свои множественные произведения гуманистическими идеями, живыми образами, жанровыми эпизодами. Апогеем творчества Баха становятся Евангельские легенды («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею»), их образы избавляются от мистического ореола, приближаются к людям жизненностью своих страданий. В этих величественных трагедиях (написанных для трех хоров и двух органов) возродилась к новой жизни прекрасное наследие народа. В этой музыке слышалось все: и хождение Христа, который шел на смерть, и боль рыдающего Петра, и ненависть, страх и раскаяние толпы. Но все превышала, окрыляя человеческие души, красота духовного подвига.

Прежде чем музыка пришла к обобщающему стилю венских классиков, в XVIII веке произошло несколько так или иначе связанных с Просвещенством «молодых» стилей, что формировали вкусы общества. Их общая цель – стильное облегчение, отказ от религиозной тематики, сложных концепций, декоративной пышности – выражались по разному: стремление к утонченному и грациозному поверхностному рокко (в границах классической французской оперы), к наивно-реалистичному «молодому» стилю итальянцев (Порголези и Вивальди) или искреннего раскрытия чувств в сентиментализме (мангеймская школа, Пиччини и др.). Так стилем передового искусства, который создавался в революционное время, стал стиль венских классиков. Их творческие индивидуальности оказались такими выдающимися, что говорить про каждого – это говорить про явление мирового значения. На первый взгляд, между операми Глюка, «парижскими» симфониями Гайдна и Пятой симфонией Бетховена пролегает целая эпоха, но это только этапы в развитии единого большого стиля школы, которая питала музыку от конца 60-х годов XVIII столетия до начала 1810-х годов.

Без сомнения, Глюк, ранний представитель этой школы, связанной с театром предреволюционной Франции, представляет передовой, просветительский классицизм XVIII столетия с его общественным пафосом, героикой, идейно насыщенными образами. Автор оперной реформы, подготовленной идеями эстетики просветительства, Глюк провозгласил «простоту, правду и природность» едиными критериями красоты для всех творцов искусства. Его искусство близко стоит к трактовке в живописи античных сюжетов и характеров накануне французской революции. Совсем другой Гайдн, который принес в музыку мировосприятие австрийского крестьянина. Его творчество обозначено ярким колоритом, точной жанровостью, поэтизацией природы, сочным восприятием быта, добротой и лукавством, а симфонии и оратории философски обобщают основные представления автора о смысле жизни.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Искусство ХVIII—ХIХ вв
На рубеже ХVII-ХVIII веков Иран охватывает глубокий социально-экономический кризис, который приводит к ослаблению власти Сефевидов. Наступает тяжелый: для страны период афганского и турецкого нашествий. В середине ХVIII века положение ста ...

Клиффорд Одетс
Одетс, Клиффорд (Odets, Clifford) (1906–1963), американский драматург, один из наиболее ярких представителей социальной драматургии 1930-х годов, напрямую связанной с экономическими и политическими проблемами кризиса 1929–1932. Родился в ...

Наследство Лермонтова в Тарханах
В литературе о Лермонтове утвердилось мнение, что свою крепостную собственность – 16 ревизских душ – Лермонтов унаследовал от покойной матери, а та в свою очередь получила их после смерти своего отца. Изучая ревизские сказки разных лет по ...