Человек и инфосреда

Страница 5

Наряду с категорией ценности часто используется категория полезности. Ценность информации представляется свойством более общим, чем полезность, и полезность может быть рассмотрена как ценность в определенных конкретных условиях, а именно как актуализовавшаяся, прагматизированная ценность. Рассмотрение анализируемой категории применительно к информации приводит к выводу о необходимости выделения двух видов ценности — потенциальной и актуальной.

Под потенциальной ценностью следует понимать объективное свойство информации, позволяющее использовать ее для успешной разработки алгоритма решения стоящей задачи.

Полезность информации — величина, детерминируемая особенностями ситуации. Максимально полезной представляется информация, которая удовлетворяет трем требованиям: 1) достаточна она для выработки алгоритма; 2) обеспечивает выработку алгоритма в кратчайшие сроки; 3) обеспечивает высокую степень надежности алгоритма.

Особняком стоит вопрос о способах определения темпов и масштабов старения информации. Чаще всего этот процесс рассматривается применительно к тем или иным видам документов. При этом делается допущение, что старение документов означает старение информации, хотя по существу такое утверждение дискуссионно, ибо старение документов может свидетельствовать об устарении и девальвации самой формы подачи документа, что делает его неудобным для потребления, но сохраняет ценность информации.

Как же исследуется процесс старения документов? Применительно к научной информации темпы этого процесса чаще всего определяются путем подсчета частоты использования конкретных публикаций учеными. Свидетельством начавшегося старения считается факт уменьшения интенсивности использования документов, фиксирующих ту или иную информацию, по мере увеличения времени, прошедшего от момента появления публикаций. Интенсивность же использования документов обычно выявляется путем установления частоты цитирования или справочно-библиографических запросов. Но не следует забывать и о явлении бесцитатного (скрытого) использования, когда тот или иной автор привлекает идеи, содержащиеся в некоем документе, не ссылаясь на него, между тем, бесцитатное использование широко распространено.

Данные анализа привели к необходимости структурного рассмотрения средств деятельности. Реализуя инфопотребность как социальную, объект взаимодействия в ходе овладения метасредством осуществляет поиск информации и ее потребление.

В связи с проблемой потребления информации рассмотрены малоразработанные и дискуссионные вопросы, связанные с ценностным аспектом инфовзаимодействия. В рамках ценностного аспекта осуществлен переход от общепроблемного уровня к уровню конкретных ситуаций, что позволило связать категории ценности и полезности в пределах единых субъектно-объектных представлений.

В информационном обществе жизненно важное значение приобретает культура поиска и восприятия информации, а также умение работать с ней. Посредниками между производителями информации и ее потребителями (пользователями) выступают библиотеки, которые являются наиболее крупными и авторитетными хранилищами информации. Важным направлением деятельности библиотек является обеспечение широкого доступа читателей к ЭР. В связи с этим на первый план выходит изучение готовности пользователей к взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умение пользоваться библиотекой в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы:

Период династии Цинь и Хань
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существова ...

Культура кочевников Евразии
По мнению ряда историков, одной из главных проблем всемирной истории является предполагаемый конфликт между «цивилизацией» и «варварством». Американский историк У. Джонс пишет: «Зародившись впервые на Дальнем Востоке, цивилизованное общес ...

Источники и концептуальные основы феномена художественной философии Андрея Тарковского
Художественный мир Андрея Тарковского странен и загадочен, образы его фильмов обладают тем необъяснимым магическим воздействием, которое свойственно только самым выдающимся творениям культуры. В своих фильмах Тарковский ставит и решает гл ...