Человек и инфосреда

Страница 4

И.Б. Новик: “человек не существует в качестве человека вне связи с другими людьми . Человек — это единственный материальный объект, сущность которого не находится в нем самом, в отрыве от других людей”.

Общение как инфопроцесс начали исследовать довольно давно. Внимание к проблемам общения в последние годы существенно возросло, соответствующие сюжеты все чаще становятся объектом специального анализа. Теснейшая связь категории инфовзаимодействия и категории общения не вызывает сомнений.

“Социальные способы общения людей, развившиеся на основе их объективных общественных отношений, будучи объективно независимыми, открывают возможность бесконечно совершенствовать как воздействие человека на природу, так и развитие самих индивидов. Чем выше развиваются способы общения, связей людей друг с другом, чем выше они с точки зрения информативности, содержательности, действенности, тем более активно осуществляются воздействие человека на природу и ее познание в процессе человеческой деятельности”.

Взаимодействие пронизывает любой процесс социального общения, каким бы односторонним он не казался. Б.Ф. Ломов, касаясь этого вопроса, пишет: “Вряд ли можно рассматривать общение просто как последовательность отдельных действий (или деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это не просто воздействие человека, а именно их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов”.

В настоящее время качественные характеристики различных социальных процессов, вопросы ценностного отношения к объектам познавательной и практической деятельности людей приобретают особую остроту и не случайно находятся в центре внимания.

Проблема ценности рассматривается в прямой связи с понятием выгодности. Ценностный аспект — одна из важнейших характеристик инфовзаимодействия как социального феномена. Осознание ценности информации и полезности ее в связи с возможностями достижения цели появляется лишь на уровне социальной формы движения материи. Поэтому не случайно одно из центральных понятий теории социальной информации — понятие ценности, тесно связанно с понятием полезности. Также не случайно, что оба эти понятия восходят к более общим понятиям потребности и цели.

В последние годы предпринимаются попытки дать в рамках семантического и прагматического подходов определение различных качественных характеристик информации. Однако опубликованные результаты исследований еще не получили всеобщего признания. Как справедливо замечают Г.М. Добров и А.А. Коренной, “несмотря на ряд интересных попыток, в настоящее время еще не получены общепринятые определения и универсальные методы оценки таких качественных категорий информации, как содержательность, полезность, информативность, ценность и другие”. В то же время исследования в этой области более чем актуальны и необходимость их диктуется жизнью.

Обычно в литературе под ценностью понимается свойство данных, предмета, вещи, идеи удовлетворять некие потребности индивида или социальной группы. Такое понимание категории ценности может быть достаточно корректно использовано и применительно к информации, поскольку среди социальных потребностей одно из важных мест занимает именно потребность в информации.

Одним из первых в отечественной науке исследовал ценностные характеристики информации А.А. Харкевич. Одна и та же информация может иметь различную ценность, если рассматривать ее с точки зрения использования для достижения различных целей. Так, сообщение о погоде имеет значительную ценность для охотника, но не представляет обычно никакого интереса для игрока в карты”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Гуманизм— новое представление о всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты
Основным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения является гуманизм— новое представление о человеке как о свободном, всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу. Тогда не было почти ни одного крупного человек ...

О семиотическом механизме культуры
Определения термина культура многочисленны и разнообразны. Учёные разных эпох предлагали свои интерпретации значения термина культура. И это не удивительно, каждая исторически данная культура порождает определённую модель культуры. " ...

Причины возникновения культуры Возрождения
Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой филосо ...