Человек и инфосреда

Страница 3

Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в информации идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус.

Третий тотально-ключевой барьер — контрасуггестивный. Это тот случай, когда знаковая оболочка вскрыта, информация соответствует критическому объему тезауруса и, тем не менее, не потреблена, не использована объектом, ибо он не согласен с тем, что предлагается в информации, что пытается внушить ему через передаваемую информацию субъект процесса.

Преодоление контрасуггестивного барьера относится к числу наиболее сложных задач, возникающих в связи с перспективой оптимизации инфопроцессов в обществе. Преодолеть данный барьер можно лишь при помощи таких специфических средств, которые способны победить предубеждение объекта и конвергировать, повернуть его симпатии на 180 градусов.

Четвертый тотально-ключевой барьер — ситуативный. Ситуация может оказаться такой, что она не позволит объекту использовать полученную им информацию.

Пример действия ситуативного барьера — несоответствие между количеством передаваемой информации и временем, которым располагают участники инфовзаимодействия.

Ситуативный барьер не непреодолим, — есть и на этот случай соответствующие средства, и в первую очередь анализ ситуации с целью последующего активного использования ее особенностей.

Многосложный мир социальной деятельности порождает причудливое переплетение самых различных инфопотребностей, каждая из которых строго детерминирована конкретными реалиями. Поэтому каждая из инфопотребностей может быть рассмотрена как репрезентация, во-первых, тех или иных социальных целей, во-вторых, путей и средств их достижения. Удовлетворением инфопотребности является обретение не просто любой информации, а информации, отвечающей на возникающие в ходе деятельности вопросы и, следовательно, способной “покрыть” все точки неопределенности в процессе ее редукции.

Важнейшая социальная задача в формировании новой информационной культуры на сегодняшний день состоит в том, чтобы прибивать людям вкус к самостоятельности и ответственности в подходе к производственным и общественным делам любого масштаба. Воспитание самостоятельности и активности в действии предполагает, прежде всего, воспитание этих качеств в мышлении. Эта задача может быть решена на уровне информологического анализа дидактических средств и подходов в процессе обучения и воспитания.

Обучение и воспитание есть по содержанию - передача социального опыта, по специфическому механизму его осуществления — субъектно-объектные отношения в инфовзаимодействии, по форме — управление сознанием личности, социальных групп, общества в целом.

Цель обучения и воспитания — формирование личности в условиях эпохи, выдвигающей огромное число неожиданных, нестандартных задач, требующих нетривиальных подходов. А это, в свою очередь, предполагает высокий уровень развития интеллекта, способности самостоятельно мыслить. На возрастание роли интеллектуального труда обществом обращено особое внимание. Современная концепция развития общества включает в себя представления о решающем значении НТП и человеческого фактора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

Евреинов
Далее бульварный песнопевец рисует большого франта Ив. Андр. Евреинова, богатого московского домовладельца, вышедшего из купечества, имевшего два дома на Тверской улице, где столетие назад жили Мамонтов и Фирсанов. К ним Евреинов прекрас ...

Искусство как эстетическое явление
Человечество живет по "законам красоты". Так полагали мыслители самых разных теоретических направлений. Эстетическое бытие человека разнообразно. Красив пейзаж, красива фигура человека, красиво его жилище (в идеале). Художествен ...

Структура культуры
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы. Культурные э ...