Человек и инфосреда

Страница 2

Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям, установкам и т. д.

Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.

1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия.

2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем.

3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам.

4. Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта.

5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации.

6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов.

7. Терминологические. Слишком много в настоящее время терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации.

8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков.

9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.

10. Резонансные. Информация не всегда соответствует потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними.

Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря, дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие определенными интересами и эмоциями.

Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия. Система их такова:

В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и поэтому открытую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались ...

Экология и этика
Согласно древнему учению о дао и современному учению о differance, нам не дано воспринять эти дознаковые и внезнаковые начала, как они есть. Они остаются неименуе-мыми, непроявляемыми, как бы погребенными в своих бесчисленных созданиях, в ...

Культура России начала XIX века
Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное ...