Человек и инфосреда

Страница 11

Блочно-модульный принцип построения учебной программы позволил выделить как "ядерную" часть курса "Основы информационной культуры", так и ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса нацелена на решение следующих задач: давать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, формировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих в обществе информационных ресурсов; вооружать их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить рациональным способам и методам подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя в условиях широкого внедрения новых информационных технологий. Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса "Основы информационной культуры" учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.

Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели - облегчить положение потребителя информации в условиях современного "информационного взрыва", научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой "информационного самообслуживания". Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, использующего не только традиционные знания по информатике, научно-информационной деятельности, библиотековедению и библиографоведению, культуре чтения, но и по прикладной лингвистике, стилистике текста, прикладной психологии, логике и др.

Стремление снизить временные и интеллектуальные затраты на анализ и синтез информации при изучении документальных источников, сделать поиск информации более продуктивным и оперативным обусловило широкое применение в курсе методов алгоритмизации и формализации. Вместе с тем эвристический характер многих процессов, связанных с разысканием, анализом и синтезом информации, обусловил включение в программы рассмотрение причин, по которым современный пользователь имеет зачастую негативные результаты информационного поиска, остается неудовлетворенным и разочарованным при обращении к информационным системам.

Каждая программа имеет четкую целевую ориентацию, ее содержание строго дифференцировано в зависимости от категории обучаемых и круга решаемых ими задач учебной или профессиональной деятельности. Это проявляется как в отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер (старшеклассники, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода и имея в качестве основы, "ядра" курса инвариантную часть, можно получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры. Например, на основе программы для старшеклассников не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальных заведений, а по аналогии с программой для студентов вузов искусств и культуры построить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие материалы:

Записки о русском фольклоре
Лето - это именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем обычно таких персонажей славянского фольклора, как лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п. К сожалению, первые серьезные труды по славянской мифологии относятся ко второй пол ...

Даосизм
Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н. э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый ...

Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Ле ...