Человек и инфосреда

Страница 10

На факультете информационных технологий КемГАКИ на протяжении многих лет проводятся исследования по информационной культуре, включая разработку теоретических основ формирования информационной культуры личности; создание учебно-методического обеспечения курса "Основы информационной культуры"; апробацию и практическое внедрение курса "Основы информационной культуры" в деятельность образовательных и иных учреждений социально-культурной сферы Кузбасса; просветительскую деятельность по повышению уровня информационной культуры общества. За последние годы были осуществлены такие исследования, как "Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования" (1994-1995 гг.); "Изучение информационной культуры юношества на основе анализа потока информационных запросов (1996-1997 гг.); "Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной культуры в учебных заведениях региона" (1997-1999 гг.); "Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности" (1998-1999 гг.). По результатам исследований проведены межрегиональная научно-практическая конференция "Информационная культура в структуре новой парадигмы образования" (г. Кемерово, декабрь 1999 г.) и региональный научно-практический семинар "Формирование информационной культуры личности в условиях библиотечно-информационных и образовательных учреждений" (г. Новокузнецк, апрель 2000 г.), изданы сборники и учебные пособия.

На основании теоретического осмысления феномена информационной культуры, изучения мирового и отечественного опыта формирования информационной культуры личности, в результате исследования состояния информационной культуры различных категорий потребителей информации Западной Сибири (школьники, студенты, аспиранты, учителя, инженерно-технические работники и др.) на факультете информационных технологий КемГАКИ была сформулирована концепция развития системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса "Основы информационной культуры" с предварительной разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения, изданием учебной литературы и подготовкой педагогических кадров.

В основе концепции лежат идеи деятельностного подхода и блочно-модульный принцип построения комплекса учебных программ. Реализация идей деятельностного подхода означает, что курс "Основы информационной культуры" строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.

Использование блочно-модульного принципа предполагает, что моделирование учебных программ ведется путем отбора деятельностных характеристик в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их учебной или профессиональной деятельности.

Эти принципы были положены в основу разработанного нами комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных, соответственно, на учащихся старших классов, учителей, студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей вузов. В состав разработанного комплекса программ входят следующие основные модули (разделы): "Информационные ресурсы и информационная культура общества", "Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации", "Аналитико-синтетическая обработка источников информации", "Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации", "Информационная культура и новые информационные технологии".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие материалы:

Речь как техника изобретения мыслей и слов
Обобщение теории Аристотеля на схеме 1.7 позволяет представить речь как технику изобретения мыслей и слов. Схема 1.7 Для каждой аудитории и в каждом виде речи оратор, руководствуясь этикой экономической справедливости, избирает катего ...

Радиовещание, телевидение и кинематография
Радио- и телевещание принадлежат государству и управляются соответственно через службы Акашвани («Небесный глас») и Дурдаршан. В конце 1990-х годов Акашвани имела ок. 200 вещательных центров. Тогда же телевидение (регулярные передачи стал ...

Декоративное решение одежды, ткани, цвет, орнамент
Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи средневековья можно выделить следующие: 1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из дорогой отдело ...