Человек и инфосреда

Страница 1

Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия — производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием). Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия.

Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое новое поколение людей застает материальный результат, сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая социальная система налаживает производство своей специфической социальной информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации, выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений, обеспечивает историческую преемственность.

Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального времени”.

Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой характер.

Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для индивида) и передаче социальной информации (для среды).

Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и информацию, выработанную современным ему поколением.

Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус (средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так и неформальные.

Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу, информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает место качественным изменениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Определение вкуса с точки зрения различных философов
В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился уже в XVII-XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали её с позиций рационализма и нормативизма, представит ...

Речевая культура в Древнем Китае
В других регионах мира развитие учения о речи шло иными путями. Монархический строй, характерный для Китая, и отсутствие полисной демократии создали иные в сравнении с Грецией условия публичной речи и направляли теорию речи иными путями. ...

Моизм
Моизм — этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около 486 — 376 гг. до н. э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т. п. Моисты были людьми не ...