Культура информационного мира

Страница 5

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики. Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.

Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся явлением социально-нравственным»?. Ответ на этот вопрос пытаются найти многие представители современной технической и гуманитарной мысли. Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его нравственные нормы и идеалы.

Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме, пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей. Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, - означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на компьютер или вообще от нее отказаться». От моральной ответственности невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.

Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя «компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев, сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда, автор романа «Человеческая революция».

Такая человеческая нравственная революция становится особенно необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии, психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому. Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы «сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650 спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего. Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений: беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков, систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей. Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной техники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Жак Луи Давид
Давид, Жак Луи (David, Jacques Louis) (1748–1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Вьен пробудил в молодом человеке страсть к кл ...

Керамика доахеменидского времени
В XI—IX веках до н. э. иранские племена, осевшие на территории Ирана, еще не образовали устойчивых государственных объединений. Первое крупное иранское государство Мидия возникло в VII веке до н. э. Расселение новых племен привело к измен ...

Литература
Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Однако ей не были известны драма (существовала лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации ца ...