Культура информационного мира

Страница 4

Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности. Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной дешевки.

Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная информационная система становится основой демасификации культуры, ее индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; - пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне, сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст, не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены в реальность благодаря физике и технике».

От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной - культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга, кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.

Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него. Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными нормами».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы:

Стереотипы – прецедентные феномены, фоновые знания
Непременным условием общения является не только владение общим языком, но и наличие определенных накопленных до него знаний. Для общения необходимо, чтобы его участники имели определенную общность социальной истории, которая находит свое ...

Деталь и интерпретация в истории и филологии
Это пространство выбора расширяется не только за счет опыта собственного общения, но и за счет текстов культуры. Мысль собеседника почти всегда можно уточнить при надобности. Переспросить. Но у автора текста, написанного давно, ничего не ...

Скульптура XXVIII века
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших нов ...